Конституционно-правовой статус Российского государства

1.2 Общая характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации


Таким образом, конституционный статус государства - это закрепленные в федеральной Конституции конституционно-правовые признаки (характеристики) Российского государства. Каждая из таких характеристик одновременно является одной из основ (принципов) конституционного строя и отображает принципиальные фундаментальные особенности российской государственности или государственного строя: тип государства, разновидность государственного (политического) режима, его демократическую сущность, ограничение (связанность) государственной власти правом, правами и свободами человека и гражданина, федеративную форму государственного устройства, республиканскую форму правления, социальный и светский характер Российского государства. Эти конституционные характеристики определяют место и роль Российского государства (Российской Федерации) в системе институтов конституционного строя, отображают его конституционную природу.

Включающая 16 статей глава первая Конституции РФ именуется «Основы конституционного строя». Б.А. Страшун находит, что эта глава «конституция в конституции», ибо никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ). По его мнению, положения главы первой обладают более высокой юридической силой, чем все остальные положения Конституции. Несомненно, глава первая Конституции РФ - исключительная. Ее положения «составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией» (часть 1 статьи 16 Конституции РФ).

Наличие главы, специально посвященной основам конституционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известную прочность. Однако, на наш взгляд, понятие «основы конституционного строя» как сквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции РФ. Следовательно, понятие «основы конституционного строя» достаточно богатое и более содержательное, чем текст главы первой Конституции РФ. На этом основании некоторые ученые-юристы (например, А.В. Зиновьев) даже считают, что точнее было бы назвать главу первую «Основы государственного строя». Но эта точка зрения не является общепризнанной.

По мнению О.Г. Румянцева, «вообще основы - суть важнейшие, исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его прочность. Так же, как в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре - количество, возводимое в степень; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве - грунт, подготовленный к возведению на нем фундамента какого-либо сооружения, - так и в конституционном строе выделяются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве. ... Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих».[10]

В целом с таким подходом, думается, можно согласиться. Однако следует иметь в виду то, что понятие «основы конституционного строя» архисложное. Оно состоит из ряда слагаемых, из которых наиболее значимы следующие: верховенство права, права и свободы человека и гражданина, суверенитет, социальное государство, разделение властей, федерализм, плюрализм, местное самоуправление.

Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 1): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.[11]


Схема 1. Система основ конституционного строя России.


Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.


2. Основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации


Рассмотрим детальнее каждый из названных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации. Идя таким путем, можно получить достаточно полное представление о их содержании.

Достаточно популярна идея о верховенстве закона. В настоящее время все чаще говорят о диктатуре закона. Некоторыми дело представляется таким образом, что именно принцип верховенства закона образует один из элементов основ конституционного строя Российской Федерации. В действительности же требование верховенства закона - лишь составная часть более основательного принципа - верховенства права, который и является важнейшим слагаемым основ конституционного строя современной России.

Право не равно закону. Право более значимое явление, чем закон.

Верховенство права символизирует наиболее существенные аспекты гуманистического и демократического правления. В самом общем виде суть верховенства права заключается в следующем: праву - воплощению разумной меры свободы и порядка, справедливого регулятора общественных отношений, должна соответствовать вся правовая система. И прежде всего — Конституция, имеющая прямое действие и непосредственно применяемая при рассмотрении конкретных дел. Законам, принятым в установленном порядке, не могут противоречить никакие иные решения. Внутригосударственная система права и международное право должны находиться в отношениях гармонии, согласованности (статья 15 Конституции РФ). Быть приверженцем принципа верховенства права - значит противостоять грубой силе, произвольным решениям и действиям, в основе которых заинтересованность в политической выгоде или личной прибыли.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое государство - это то, где власть самоограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития структур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.[12]

Права и свободы человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Здесь получил воплощение гуманистический и демократический принцип взаимоотношений между личностью и государством: не человек существует для государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

• во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

• в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты