Конституционные основы судебной системы Российской Федерации

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие судебной системы Российской Федерации

1.2. Конституционные принципы осуществления судебной власти

ГЛАВА 2. ВЫСШИЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Конституционный Суд Российской Федерации

2.2 Верховный Суд Российской Федерации

2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

СОКРАЩЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы курсовой работы. Новая Конституция Российской Федерации четко разделила государственную власть на три вида: законодательную, исполнительную и судебную. В конституции РФ записано, что «судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам». Таким образом, конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти. Суд из рядового государственного учреждения постепенно превратился в независимый орган, решающий специфические задачи.

Согласно Конституции, на суд возлагается особая миссия, которая свидетельствует о том, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Суд, как орган государственной власти, отличается от других ветвей не только спецификой судебных полномочий, но и порядком формирования, то есть для них существуют особые правила, отличные от формирования законодательных и исполнительных органов. По действующему законодательству суды образуются по строго установленной процедуре. Эта процедура предусмотрена Конституцией российской Федерации и законом «О статусе судей в Российской Федерации». Установленная процедура призвана обеспечить качественный отбор судей, способных добросовестно, ответственно и грамотно рассматривать и разрешать подсудные им дела.

Конституционные основы судебной системы разрабатывается правовой наукой в течение длительного времени.

Объектом данного курсового исследования по изучаемой дисциплине, являются теоретические положения юридической науки об конституционных основах судебной системы.

Предмет исследования в курсовой работе практическое применение конституционных основ судебной системы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие структуры конституционной основы судебной системы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

·     дать понятие судебной системе Российской Федерации;

·     рассмотреть конституционные принципы деятельности органов судебной власти;

·     изложить понятие и полномочия Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации; закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, о судебной системе Российской федерации внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор Перевалов В. Д., кандидат юридических наук Ковешников Е. М., Андреева И. А. и другие.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, две главы с разделами к ним, заключение, библиографию, сокращения, приложения. Курсовая работа выполнена на 27 страницах компьютерного текста.



ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1. Понятие судебной системы Российской Федерации


Судебная система - это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.

Судебная система РФ включает:

1) федеральные суды;

2) конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство[1]. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

·     соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

·     применения всеми судами Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

·     признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

·     законодательного закрепления единства статуса судей;

·     финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьи могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992года кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. При этом судьей вышестоящего суда может стать гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.


1.2 Конституционные принципы осуществления судебной власти


Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.

1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому от имени государства делу.

2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в неукоснительном соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок их практики.

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Гарантии независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается и их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Важная конституционная гарантия независимости судей - их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.

4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из трех профессиональных судей, или единолично судьей. Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации. При этом согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Суд присяжных заседателей известен еще со времен дореволюционной России: он был краеугольным камнем судебной реформы 1864 года, ибо обеспечивал демократизм судопроизводства, реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Сегодня суд присяжных заседателей возрождается. 16 июля 1993 года были внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», а также в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство в связи с возрождением института присяжных заседателей в России.

Закон «О судоустройстве РСФСР» был дополнен новым разделом «Присяжные заседатели», в котором закреплены: требования, предъявляемые к присяжным заседателям; порядок составления списков присяжных заседателей, гарантии независимости, неприкосновенности присяжных заседателей и т. д.

Был дополнен новым разделом «Производство в суде присяжных заседателей» Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии с ним суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. По каждому деянию перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты