Конституционные права и обязанности граждан

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституций РФ и текущего законодательства.

Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку.

Министерство юстиции как государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями возложен на прокуратуру Российской Федерации. В случаях нарушения законодательства об общественных объединениях соответствующее объединение несет ответственность согласно закону. Если общественное объединение своими действиями нарушает закон или свой устав, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим его устав, или прокурором. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение одного года такого рода объединение может быть ликвидировано судом. В судебном порядке осуществляется и ликвидация объединения при наличии оснований, предусмотренных в ч. 5 ст. 13 Конституции.

По территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, регионально — на территории одного субъекта Федерации, а местное — в пределах муниципального образования.

Распространение деятельности общественного объединения на ту или иную территорию означает наличие отделений, филиалов и других структурных подразделений на этой территории.

Общественное объединение признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и представительство.

Закрепленные за общественным объединением права обеспечивают широкие возможности для осуществления его уставных задач. Оно, в частности, вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Наиболее значимой формой влияния общественных объединений на процессы общественного развития является их участие в избирательных кампаниях. Этим правом обладают политические общественные объединения при наличии условий их государственной регистрации не позднее чем за один год до дня голосования и указания в их уставах о формах их участия в выборах.

Особое место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии, особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации последних, регулируются Федеральным законом "О политических партиях" (2001 г.)1. Право на объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них, участвовать в их деятельности, а также право беспрепятственно выходить из партий.

"Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

-                    иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в одном субъекте может быть создано только одно отделение данной партии;

-                    насчитывать в своем составе не менее 10 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ региональные отделения должны иметь не менее 100 членов партии. В остальных региональных отделениях число членов должно быть не менее 50. При этом член партии может состоять только в одном региональном отделении;

-                    все органы партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ"[4].

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово "партия".

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе,

Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежностям.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации, порядок которой определен в Законе. В последнем также установлены требования, соблюдение которых необходимо при преобразовании в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Государство оказывает на равных основаниях поддержку политических партий, в том числе финансовую. Государственное финансирование партий осуществляется по итогам участия их в выборах, по нормативам, предусмотренным в Законе.

Политические партии являются по закону единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Эта норма вступит в силу через 2 года после опубликования Закона. Регистрирующие органы осуществляют контроль за соблюдением партиями законодательства РФ, за соответствием их деятельности целям и задачам, определенных в их уставах,

В необходимых случаях партии может быть вынесено письменное предупреждение, а при неустранении нарушений направлено в суд заявление о приостановлении деятельности партии на срок до 6 месяцев решением Верховного Суда РФ.

В аналогичных случаях такого рода меры могут быть приняты в отношении регионального отделения соответствующими органами субъекта РФ.

Политическая партия может быть ликвидирована па решению ее высшего руководящего органа — съезда, либо по решению Верховного Суда РФ.

Основания для ликвидации партии по решению Суда конкретно перечислены в Законе (в частности, при отсутствии необходимого числа членов в партии в целом, а также в ее региональных отделениях, неучастия в выборах, условия которого предусмотрены Законом).

Партия может обжаловать решение Суда о приостановлении деятельности либо ликвидации партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.

По истечении двух лет после вступления в силу Федерального закона общероссийское общественное объединение, не преобразовавшееся в партию, утрачивает статус политического объединения и действует как общественная организация или общественное движение.

В этот же срок межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения утрачивают статус политического объединения и действуют соответственно как межрегиональные, региональные или местные общественные объединения.

Одной из массовых форм общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинг и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

"Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций предусматривалась всеми советскими конституциями, однако ее реализация сводилась к строго регулируемым, парадным мероприятиям. Какие-либо акции подобного рода, не инициированные соответствующими органами КПСС, жестко пресекались. Об этом ярко свидетельствуют расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 60-х годах, длительное время скрывавшийся от общественности, аресты пикетирующих по поводу вторжения советских войск в Чехословакию и др"[5].

В таких условиях не было необходимости в законодательном регулировании массовых акций. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР". Он предусмотрел разрешительный порядок их проведения 4 в целях укрепления и развития социалистического строя". Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10 дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком.

25 мая 1992 г. принят Указ Президента РФ "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". В нем было установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты