Однако соблюдение Конституции и законов Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.[10]
Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59 Конституции устанавливает обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество. Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59), однако до настоящего времени федеральный закон об альтернативной гражданской службе не принят, что существенно ограничивает права граждан.
Помимо юридического термина «обязанность» Конституция использует морально-этическую категорию – «долг», что усиливает нравственное значение указанной нормы. Эта обязанность реализуется в случае агрессии против России, объявления войны и всеобщей мобилизации. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин, в том числе иностранных граждан, на военную службу по контракту. Если убеждениям или вероисповеданию гражданина Российской Федерации противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, то Конституцией предоставляется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
1. несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
2. он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Конституцией также устанавливаются обязанности человека:
1. В сфере экологии:
- сохранение природы и окружающей среды,
- бережное отношение к природным богатствам;
2. В сфере образования:
- обеспечение родителями или лицами, их заменяющими, получения детьми основного общего обязательного образования;
3. В сфере культуры:
- забота о сохранении исторического и культурного наследия, о памятниках истории и культуры;
4. В социальной сфере:
- Забота о детях, их воспитании;
- Забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.[11]
Таким образом, все вышеизложенное позволяет определить конституционные обязанности как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве.
4. Конституционные гарантии прав и свобод
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение - ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности. Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод, гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства. Наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, то есть те, которые вытекают из Конституции, законов и других нормативных источников.[12]
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие – как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи – как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право честной собственности охраняется законом»). Формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Конституция содержит специальные статьи (ст. 45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Весь спектр гарантий может быть представлен двумя группами, каждая из которых имеет свои разновидности. Так, общие гарантии включают в себя объективные экономические, политические, социальные и культурные условия конкретного государства, а специальные гарантии — юридические, институциональные, процессуальные и нравственные. К примеру, политическая гарантия проявляется в том, что политическая структура общества воспроизводит все правомерные политические претензии граждан. Политический плюрализм, фиксируемый в качестве одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 13), выступает фоном становления политических гарантий.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Это наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав и обязанностей граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60,61 К РФ.
Также подробного рассмотрения требуют специальные гарантии. Юридическая гарантия выражается в наличии норм, регулирующих общественные отношения в сфере прав человека. Отметим, что критерием оценки национального законодательства в гуманитарной области являются международные стандарты прав человека. Важно отметить, что права человека перестали быть сугубо государственной заботой, а приобрели международно-правовой патронаж. Международное право, взяв человека под свою защиту, признало, что вопросы правового положения населения, хотя и обеспечиваются преимущественно государством, перестали быть сферой его исключительной компетенции.
Институциональная гарантия сопряжена с наличием государственных структур, занимающихся обеспечением прав и свобод человека и гражданина. В широком понимании смысл деятельности государственных и муниципальных органов детерминирован правами человека, признание, соблюдение и защита которых — обязанность государства. Согласно Конституции РФ гарантом прав личности является Президент России (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере принадлежит Конституционному Суду РФ (ст. 125 ч. 4). Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности.[13]
Следующим видом специальных гарантий прав человека является процессуальная. Она связана с особым порядком обеспечения прав человека. Например, реализуя конституционное право на обращение (ст. 33), гражданину гарантируется регистрация обращения, рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб в срок до 1 месяца, мотивированность отклонения.
Нравственная гарантия предполагает усвоение каждым постулата: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека», формирование установки на правомерное поведение. Вместе с тем данный нравственный постулат получил конституционное закрепление в требовании ч. 3 ст. 17 о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исполнительная власть – «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…» Конституция РФ 1993 г. (ст. 80, ч.2) - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения.