Конституционные принципы правосудия
Московский гуманитарно-экономический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа по Конституционному (Государственному) праву России
Тема: Конституционные принципы правосудия
2009
Содержание
Введение
1. Понятие, признаки и принципы судебной власти
2. Конституционные принципы правосудия
3. «Судьи – носители судебной власти»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.[1]
Актуальность темы «конституционные принципы правосудия» обусловлена тем, что в системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.[2]
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве.
Конституционные принципы правосудия – это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.
Объектом исследования курсовой работы является институт правосудия в РФ.
Предметом исследования курсовой работы является анализ конституционных принципов правосудия.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть «природу», конституционных принципов правосудия в РФ.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1. проанализировать понятие, признаки и принципы судебной власти;
2. дать характеристики конституционным принципам правосудия;
3. определить основные положения статуса судей в РФ, как носителей судебной власти в РФ.
При разрешении поставленных задач, для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический, метод системного анализа, комплексного исследования.
1. Понятие, признаки и принципы судебной власти
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важным принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 16.06.1990 г. № 22-I. Этот важный принцип закреплен и в действующей Конституции РФ.[3] В ней говорится: «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).[4]
Конституция предусматривает значительные полномочия судебной власти по отношению к законодательной и исполнительной. В то же время формы влияния или система сдержек и противовесов со стороны этих органов на судебную власть весьма ограничены и не могут повлиять на ее самостоятельность и независимость.[5]
Самостоятельная судебная власть в системе разделения властей взаимосвязана с другими ветвями власти. Законодательная власть определяет судебную систему государства, полномочия судей и порядок судопроизводства, правовой статус судей. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судебных кадров и другое. В России судьи высших судов назначаются законодательной властью по представлению Президента РФ, а федеральные судьи – самим Президентом.
Судебная власть наделена правом проверять нормативные и иные акты, в установленном законом порядке, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать споры между государственными органами, рассматривать жалобы граждан на действия государственных органов и должностных лиц.
Таким образом, судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач и функций, посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости, принимаемых судами решений.[6]
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях:
· во-первых, судебная власть – это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий;
· во-вторых, под судебной властью понимают совокупность судебных органов, судебную систему;
· в-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть – это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.[7]
Судебная власть предназначена для обеспечения правового порядка, поддержания законности и привлечения нарушителей таковой к ответственности.
Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти:
1. она осуществляется особыми государственными органами – судами.
Судебная власть осуществляется на основе единых для всех судов государства демократических принципов, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Конституция РФ содержит главу 7 «Судебная власть», которая определяет круг органов, правомочных осуществлять правосудие в государстве, способы осуществления судебной власти, требования к лицам, которые могут быть судьями, основы правового статуса судей, ряд принципов осуществления судопроизводства, порядок образования и компетенцию высших судебных органов – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также принципиальные начала устройства и комплектования органов прокуратуры.
Деятельность суда направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, на предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей защиту государства и личности от всяких посягательств.
Основные функции (направления деятельности) судов:
· осуществление правосудия;
· конституционный контроль;
· контроль законности и обоснованности решений и действий государственных органов и должностных лиц;
· изучение и обобщение судебной практики;
· разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
· разъяснение действующего законодательства;
· иные функции в соответствии с законодательством РФ.[8]
Суду принадлежит особая роль в демократическом обществе. Суд выступает как полноценный носитель судебной власти, присущий только ему способ разрешения конфликтов – правосудие, суд выступает регулятором отношений субъектов общества, тем самым, обеспечивая соответствие этих отношений нормам права.[9]
2. согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Конституция РФ устанавливает формы реализации судебной власти. Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ в соответствии со ст. 125 Конституции и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации», а также конституционными (уставными) судами субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется федеральными судами и мировыми судьями.
Конституция не называет все органы, входящие в судебную систему РФ, а только устанавливает статус высших судов – Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного. Система и компетенция остальных органов судебной власти предусмотрены Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».[10] В соответствии с этим Законом в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
3. судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой). Процедура судопроизводства регламентируется процессуальными нормами. Суд всегда должен соблюдать эти нормы при осуществлении правосудия.