Конституция и основные правовые институты США

1803 г. до настоящего времени Верховный Суд США признал неконституционными около 130 положений законов.

Суды штатов формируются по-разному: судьи назначаются губернаторами, муниципальными властями, мэрами городов, председателями вышестоящих судов, избираются населением. Обычно муниципальными органами составляется список присяжных заседателей при активном участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию.

Суды штатов могут рассматривать дела, как по федеральным законам, так и по законам штатов. При этом следует помнить, что по обычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а по вопросам конституционности – Верховный Суд США.

Судебная система в штатах, как правило, состоит из трех звеньев:

1) мировые судьи, которых нет на федеральном уровне и которые называются по-разному, – это судьи по делам несовершеннолетних, о сиротах, о наследствах, о безопасности дорожного движения, по трудовым спорам, иногда полицейскими судьями;

2) суды общей юрисдикции – суды графств, округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате;

3) верховный суд штата.

В то же время в некоторых штатах действует только два звена, например, в штате Айдахо нет среднего звена. Таким образом, пройдя длинный путь с момента принятия Конституции 1787 г., политические институты США сумели без революционных потрясений, эволюционным путем приспособиться к меняющейся политической обстановке, в результате чего конституционный принцип «разделения властей» ныне следует толковать не столько в свете противопоставления полномочий ветвей власти, сколько в свете усиления их взаимозависимости и взаимодействия.

Заключение. В соответствии с Конституцией США и законом о судоустройстве 1789 г. существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Они обе возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.

Суды штатов могут рассматривать дела, как по федеральным законам, так и по законам штатов. По обычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а по вопросам конституционности – Верховный Суд США.

Во всей судебной системе США главную роль играет Верховный Суд США.


1.5           Форма государственного (политико-территориального) устройства США

Конфедеративная форма государственного устройства США очень рано обнаружила свою неэффективность в решении насущных задач, стоящих перед всеми штатами: политическая и экономическая консолидация страны, отражение внешней угрозы в связи с явным бессилием центральной власти.

4 марта 1789 г. на свою первую сессию собрался первый Конгресс США, который провозгласил о вступлении в силу Конституции США. Вновь созданная федеративная республика, раскинувшаяся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс. миль, переживала трудное время: конфедерация оставила после себя государственный долг и пустую казну; хотя таможенные пошлины были введены, не было аппарата для их сбора; аппарат исполнительной власти отсутствовал также, как и федеральная судебная система; армия состояла всего лишь из 672 солдат и офицеров. И это – в условиях экономического хаоса, социальных неурядиц, сепаратистских тенденций. Международная обстановка была также весьма сложной и чревата опасностями.

Конституция США впервые закрепила федеративную форму территориального устройства страны: США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны – город Вашингтон. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре. Конституция весьма скупо характеризует отношения между федерацией и ее субъектами, разграничивая компетенцию между центром и штатами, а также между отдельными штатами.

В федеральной Конституции США немного сведений о внутреннем устройстве штатов. Национальный основной закон имеет примат по отношению к конституциям штатов, поскольку «Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны исполнять, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления» (см. статью VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной конституции. Так, Конституция Калифорнии в разделе 3 статьи 1 указывает: «Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституции Соединенных Штатов является высшим законом страны». В разделе 4 статьи IV Конституции США сказано, что Штаты могут принять только республиканскую форму правления.

Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют право выхода из США. Это положение было впервые сформулировано Верховным Судом США в связи с Гражданской войной 1861–1865 гг. Вместе с тем они принимают свои конституции, которые должны соответствовать Конституции США. Однако они являются более пространными по объему, да и принимались неоднократно. Штаты обладают собственным гражданством и вправе издавать свои законы. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция США запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия Конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать политические соглашения с другими штатами или иностранными государствами, содержать в мирное время войска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и др. В настоящее время действуют более 170 таких соглашений. С разрешения Государственного департамента (министерства иностранных дел) США они учреждают свои представительства в других государствах (по экономическим и культурным вопросам).

Организация государственной власти в штатах сходна со структурой федеральных органов. Так, законодательные собрания здесь, за исключением одного штата Небраска, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Даже названия этих палат одинаковы: палата представителей и сенат.

Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.

Губернатор является главой исполнительной власти в штате. Он избирается, как правило, прямыми выборами сроком на 2–4 года по одномандатному округу (в пределах штата). Наряду с ним избирается лейтенант-губернатор (заместитель). В 25 штатах они могут избираться только на 2 срока, в остальных переизбрание не ограничено. Законы подписываются губернатором, который в 49 штатах, кроме Северной Каролины, обладает правом отлагательного вето, которое преодолевается, как и в федерации. Вместе с тем в отличие от Президента США губернатор не назначает всю высшую администрацию штата. Многие из должностных лиц на этом уровне – атторней, казначей и др. – непосредственно избираются гражданами. Однако и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.

В подавляющем большинстве штатов (кроме Орегона) губернаторы и другие гражданские чиновники могут быть подвергнуты импичменту.

В каждом штате имеется своя судебная власть во главе с Верховным судом штата.

Заключение. Конституция США впервые закрепила федеративную форму территориального устройства страны: США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны – город Вашингтон.

Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют право выхода из США.

Основные законы штатов признают верховенство федеральной конституции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Видную роль среди них играли политические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Итогом четырех месяцев тщательной и всесторонней работы стала Конституция 1787 г., которая в своих главных положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей: на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.).

Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительства. Как глава правительства президент руководил текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавал административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов.

Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

Таким образом, предусматривалась конституционная система «сдержек и противовесов». Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат - не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палатой представителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а сенат рассматривал дело под председательством главного судьи Верховного суда США.

Введение двухпалатной системы (бикамерализм), обусловленное многими причинами, предполагало вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвращало возможность узурпации законодательной власти одной палатой.

Конституция предусматривала правила формирования государственных властей. Депутаты палаты представителей выбирались по штатам. Сенат состоял из выборных законодательными собраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных выборов. Члены Верховного суда назначались президентом «по совету и с одобрения» сената.

Конституция вводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов.

Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Фиксируя основы федерации, конституция вводила «смешанную» форму правления, при которой представительство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с равным представительством штатов в сенате вне зависимости от численности населения каждого из них. Таким образом, верхняя палата неизбежно становилась более последовательным выразителем интересов штатов (особенно малонаселенных).[4]

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов истории этой страны. В свой начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых, капиталистических производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран заметно до сих пор, и особенно на основные законы латиноамериканских государств (построение органов государственной власти, распределение между ними компетенции, похожая компетенция Верховного Суда, элементы федерализма). В настоящее время Конституция США выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира. И, тем не менее, обеспечив правовую защиту механизма реализации принципа «разделения властей», а также системы «сдержек и противовесов», Конституция США смогла обеспечить и свою собственную защиту, что нашло подтверждение в ее более чем 200-летней истории.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конституция США 1787 года

Конгресс США может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгресса США и законодательных собраний – легислатур штатов.

США – относительно централизованная федерация. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного Суда США на основе доктрины подразумеваемых в Конституции полномочий, а доктрина дуалистического федерализма на практике давно заменена концепцией кооперативного федерализма, т.е. сотрудничества федерации и штатов. Зачастую, федерация в лице Президента вмешивается в дела штата, обосновывая это ссылкой на разд. 3 ст. II Конституции, где говорится, что Президент обеспечивает точное соблюдение законов. На практике было более 10 случаев федерального вмешательства, в том числе, на уровне отдельных городов и даже штатов. Наиболее серьезной формой зависимости является финансовая, поскольку штаты не могут существовать без дотаций из центра. Верховный Суд США признает такое вмешательство правомерным, если в действительности есть «явная и наличная опасность».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.                 Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Проф. К. И. Бытыра. – 1999. – 495 с.

2.                 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995.

3.                 История государства и права зарубежных стран, т. 1, под ред. П. Н. Галанзы. — М., 1994.

4.                 Серегин А.В., Скоков А.М. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – Ростов–н./Д, 2006. – 235 с.

5.                 Скоков А.М. Конституционное право зарубежных стран. – Ростов-Н/Д,

 2005. – 362 с.

6.                 Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2003. - 238 с.

7.                 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995. – 276 с.

8.                 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. – 174 с.

9.                 Сизько И.А., Чепурнова Н.М.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ, 2007. 362 с.

10.             Конституции зарубежных стран: Сборник. / Сост. В.Н Дубровин.– М.: Юрлитинформ, 2003. – 321 с.

11.            Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 287 с.


[1] Серегин А.В., Скоков А.М. История государства и права зарубежных стран:

Учебное пособие. – Ростов–н/Д, 2006. – С. 69.

[2] Скоков А.М. Конституционное право зарубежных стран. – Ростов-Н/Д,

2005. – С. 132.

[3] Серегин А.В., Скоков А.М. С. 77.

[4] Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Проф. К. И. Бытыра. – 1999. – С. 258-260.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты