Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия

Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия

Факультет: юридический










Контрольная работа

По дисциплине: Конституционное право Российской Федерации

Тема: Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия














г. Калининград

2008 г.

Содержание


Введение

Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия

Заключение

Библиографический список использованной литературы


Введение


Прежде чем рассмотреть вопрос об особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, нужно остановиться на причинах, которые послужили необходимости принятия новой Конституции.

В 1985 году в Советском Союзе с приходом нового генсека М.С. Горбачева начались проводиться реформы, направленным на частичное обновление существующей системы. В СССР началась перестройка.

На момент начала перестройки в РСФСР действовала Конституция РСФСР, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР. Конституция РСФСР практически полностью копировала Конституцию СССР, принятую в 1977 году. Права и свободы граждан были закреплены в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Республика объявлялась "советской", "социалистической", но не правовой. Механизм государственной власти игнорировал принцип разделения властей, независимое правосудие.

Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.

Однопартийная система, существовавшая до этого в СССР, постепенно трансформировалась в многопартийную политическую систему, что свою очередь привело к новым условиям для реализации гражданами своей политической воли. Стали появляться новые политические партии и общественные организации.

Плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной собственности и централизованном государственном управлении, стала постепенно замещаться рыночными экономическими отношениями, чему должно способствовать равноправие всех форм собственности, их равной юридической защиты, свобода предпринимательства и торговли, конкуренция.

На смену одной официальной коммунистической идеологии пришло идеологическое и религиозное многообразие, на основе которых стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.

Изменился и государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.

Поменялся и правовой статус автономий, входящих в состав РСФСР. Они стали развиваться как равноправные субъекты в составе Российской Федерации.

Все эти изменения показали несостоятельность старой Конституции РСФСР. В новых условиях необходимо было принять новую Конституцию, отвечающей сложившейся действительности.


Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия


Перемены общественного строя после начала процесса перестройки в СССР и Российской Федерации не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году шел по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных характеристик.

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.

В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РФ.

К ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.

Тем не менее, страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми в стране преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой конституции по-прежнему вносились определенные и изменения, и дополнения, оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем несогласованность статей.

В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий.

Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.

После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.

По решению Конституционной комиссии официальный проект Конституции был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов.

После рассмотрения проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.

В марте 1992 года официальный проект Конституции Российской Федерации был повторно опубликован в печати.

VI Съезд народных депутатов России принял 18 апреля 1992 г. постановление "О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним", в котором одобрил концепцию конституционных реформ, основные положения официального проекта новой Конституции и поручил Конституционной комиссии доработать проект и подготовить его для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.

В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проекту Конституции. Рабочая группа доработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и специалистов – юристов.

В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992 года.

VII Съезд народных депутатов Российской Федерации обсудил вопрос о ходе работы над проектом новой федеральной Конституции и постановил, что проект основных положений Конституции в обязательном порядке направляется субъектам Федерации, а затем выносится на всероссийский референдум.

VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации предложил Конституционной комиссии направить на согласование субъектам Федерации проект основных положений новой Конституции Российской Федерации.

IX (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации подтвердил курс на осуществление конституционной реформы, то есть выработку проекта основных положений новой Конституции, согласование ее с субъектами Российской Федерации и последующее вынесение на всероссийский референдум. Съезд поручил Конституционной комиссии представить согласованный с субъектами Российской Федерации проект "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России" на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации с последующим вынесением его на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.

То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.

Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позиции недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны, президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

Сложная расстановка политических сил в России вызвала неоднозначное отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг него, но и в появлении альтернативных вариантов.

7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление "Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации", которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации".

В мае проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную "мину" под отношения двух властей.

Таким образом, процесс разработки проекта Конституции Российской Федерации растянулся на три года. Бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. И хотя формально Президент Российской Федерации оставался Председателем Конституционной Комиссии, именно он выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта Конституции Российской Федерации.

Это было сделано после того, как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проект Основного Закона государства. В конституционной Комиссии президентский вариант Конституции получил негативную политико-правовую оценку. В Постановлении Конституционной комиссии "О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции. В Конституционной комиссии посчитали, что отдельные положения президентского проекта Конституции существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты