Конституция Украины - основа правовой системы Украины

Содержание экономической функции состоит в том, что конституция фиксирует основоположные общественные отношения, которые составляют экономический порядок (экономическую систему) общества, базу, на которой функционируют все иные институты. Закрепление в конституции фундамента общества, разнообразных форм собственности создает необходимые условия для реализации экономической политики страны, успешного функционирования ее хозяйственного механизма.

Конституция имеет огромное влияние на свободу и поведение масс. Аккумулируя наиболее важные моменты мировоззрения, во главе угла которого лежит идея народного суверенитета, суверенитет демократического, социального правового государства, конституция вместе с тем формирует определенный тип общественного сознания, неотъемлемой частью которой есть правосознание. Это оказывает содействие формированию положительных установок, преодолению деструктивных, антиобщественных мотивов. С этих позиций можно утверждать о наличии в конституции идеологической (культурной) функции.

Учредительная функция направлена на осуществление первичного юридического оформления самых важных обще экономических и политических институтов общества. С помощью учредительных норм определяется устройство государства, внедряются в жизнь прежде всего политические и управленческие структуры, разнообразные институты демократии, закрепляется система государственных органов, определяются их полномочия.

Роль учредительной функции конституции, таким образом, состоит в том, что она устанавливает самые важные институты общества и государства, определяет их направленность.

Главнейшие учредительные правовые нормы учреждены в конституции. Учредительный характер имеют не только отдельные ее нормы, а и вся конституция, ибо она служит основой развития и деятельности государства и общества, всего законодательства, политических и корпоративных учреждений страны.

Функция творения права конституции реализует себя, в частности, с помощью норм, которые определяют основы правового статуса субъектов конституционных отношений: граждан, государственных и общественных органов.

Охранительная (правоохранительная) функция конституции состоит в обеспечении надлежащего действия институтов и норм Основного Закона, что достигается с помощью специфического механизма ответственности. Во главе угла такого механизма лежат конституционные санкции: признание поведения неконституционной, упразднение или приостановление действия актов государственных органов и тому подобное.

Сущность интегративной функции в том, что конституция играет роль своеобразного инструмента, что объединяет все звенья правовой системы в одно целое, причем такое объединение - не механическое, бессистемное, а основывается на основе соответствующих требований и принципов. Типичными в этом отношении есть конкретные нормы конституции об экономической системе, которые определяют исходные положения для гражданских, земельного, хозяйственного и иных областей права.

Системотворящая функция конституции сводится не только к тому, чтобы обеспечить целостность и сбалансированность правовой системы, ее динамизм и стабильность. Она определяет принципиальные требования относительно назначения, содержания и методов областей права, очерчивает единые основы права-творчества и применения права, законности правопорядка, служит своеобразным нормативным ориентиром

Таким образом, по месту и роли конституции в общественной жизни ее основные функции делят на социальные и нормативно-правовые (технологические) Социальными (объектными) функциями есть: политическая, экономическая, социальная, культурная (идеологическая) и пр. Правовые функции: регулятивная, учредительная, правотворящая, интеграционная и пр. Среди социальных (объектных) функций доминирующая, акуммулирующая роль относится политической функции, среди нормативно-правовых ~ учредительной, что объединяет все правовые функции.

Главное назначение конституции - закрепление и гарантирование фундаментальных прав человека и гражданина, приведение в порядок и организация государственных властей, утверждение общечеловеческих ценностей, на которых зиждется любое общество. Ее определяющие черты и принципы, как и вся конституционная материя, которая построена на них, определяются повышенной стабильностью. Как раз это определяет продолжительность жизни конституций.

 

2.3 Реализация конституции


Конституция несет мощный заряд, который должен быть переведен в область конкретных действий разнообразных субъектов. Вот почему проблема действия конституции имеет незаурядное теоретическое и практическое значения, тем более, что можно говорить о: 1) действии конституции в целому; 2) действие некоторых конституционных институтов и 3) действие конкретных конституционных норм.

При этом нужно иметь в виду проблему вступления в силу конституции. Как правило, конституция вступает в действие (в силу) с момента, указанного в ее заключительных положениях или в особом законе, что сопровождает ее принятие. Согласно ст. 160 Конституции Украины, последняя приобретает силу от дня ее принятия.

Конституция распространяет свое влияние на все без исключения институции общества и государства, причем все государственные и общественные органы, граждане и любые лица, которое находятся на территории страны, должны уважать ее, безусловно выполнять все ее предписания. В этом состоит общеобязательность конституций, их императивно-властный характер.[4]

Как единый правовой акт конституция действует во всех ее связях. Механизм такого действия чрезвычайно сложный и многогранный включает разные каналы: политические, экономические, социальные, идеологические, юридические, воспитательный, психологический и тому подобное. Как Основный Закон общества и государства конституция регулирует наиболее высокий уровень поведения - способ жизнедеятельности общества. Такой общеконституционный уровень обуславливает согласованность основных институтов конституции, их сбалансированность и взаимодействие.

Институты - это блоки, которые охватывают ту или иную сферу конституционно-правовых отношений: институт конституционного порядка, прав и свобод граждан, территориальной организации страны, принципов деятельности государственных органов и тому подобное. Им присущ особый механизм реализации, где рядом с обычными нормами конституции большую роль играют иные нетипичные предписания, практика, взаимосвязи с другими, в том числе отраслевыми институтами и тому подобное.'

Здесь институты конституции переходят в институты областей права - трудового, гражданского, административного и тому подобное.

Принципиальное значение имеет вопрос о непосредственном действии конституционных норм, что особый вес приобретает в современных условиях развития украинского государства. До недавнего времени такой вопрос не имело предметного, практического значения, поскольку "советская" конституция была преимущественно декларацией, политико-правовым документом, что не во всех отношениях применялся. В частности, совсем не было судебных решений, вынесенных (принятых) на основе конкретных статей Конституции. Иными словами: непосредственно обращаться к суду за защитой своих конституционных прав не было смысла.

Между тем конституция не может не быть непосредственным действующим правом. Такой характер имеет положение п. 27 ст. 106 Конституции о том, что Президент Украины "осуществляет помилование". Для реализации таких полномочий Президенту не нужны иные нормативные акты, кроме Конституции. Но совсем иной характер имеет, например положение относительно осуществления избирательных прав граждан , которые находятся за пределами Украины. Реализовать избирательные права такая категория граждан может лишь при наличии соответствующего закона.

Возникает целиком закономерный вопрос: как реализовать некоторые права и свободы граждан, что хоть и провозглашены в Конституции, но соответствующего закона нет? Есть основания думать; что отсутствие подобных законов и процедур реализации прав и свобод граждан не возражает наличие и реальность таких прав.

Конституция Украины - акт всеохватывающего действия

Она распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества, причем это влияние имеет идейно-политический; нравственно-психологический и юридический характер, Это обуславливает содержание и особенности механизма осуществления Конституции, что состоит из двух относительно самостоятельных частей: социального и юридического механизма,

В социальном механизме воплощены качества Конституции Украины как политического документа, в юридическом - как особого акта национальной системы права.

Осуществление Конституции нельзя сводить к отдельным действиям в границах конкретного юридического процесса. Оно значительно глубже. Сущность такого осуществления определяется прежде всего социальным назначением Конституции, что объединяет качества нормативного акта и политико-правового документа. Иными словами: осуществление Конституции в единстве всех ее сторон обеспечивает не только конкретные правовые результаты, желательное поведение субъектов конституционно-правовых отношений, а и достижение целей и интересов конституционного регулирования, А такими социальными интересами есть осуществление полновластия украинского народа, его консолидация, обеспечение высшего развития всех этносов, которое проживают на территории республики, реализация разнообразных экономических, социальных, экологических и иных программ, обеспечение прав и свобод граждан Украины и тому подобное

Таким образом, осуществление Конституции в целом, ее отдельных норм - не что другое, как достижение конституционных целей путем правомерной деятельности субъектов конституционного права

Реализация - это преобразования, воплощение конституционных норм в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан.

Соблюдение норм Конституции означает воздержание от осуществления запрещенных нею действий. Это – особое обязательство всех государственных органов, должностных лиц и граждан И юридические, и физические лица должны удерживаться от действий, запрещенных нормами права. Здесь реализуется их пассивная обязанность, когда действия не нужны вчиняти, а достаточно удерживаться от их осуществления. Это, естественно, материализуется в запрещающих нормах, которых в Конституции Украины чрезвычайно много.

Видом реализации конституционных предписаний есть их выполнение, то есть обязательное осуществление предусмотренных законом тех или иных действий. Здесь реализуются активные правовые обязанности, конституционные нормы. Так, принятие Закона о Конституционном Суде Украины 3 июня 1992 г. есть исполнением ст. 112 Конституции Украины.

На выполнение предписаний Конституции Украины были приняты десятки законов, которые опосредствуют отношения в сфере экономики, политики, обороны республики и тому подобное.

Нормы Конституции реализуются также путем их использования, то есть осуществления участниками конституционных отношений разрешенных нормами права действий, осуществление ими своих прав. Причем в таких случаях творения права и применения права, законности правопорядка, служит своеобразным нормативным ориентиром

 

2.4 Правовая охрана Конституции Украины


Правовая охрана Конституции есть непремененным условием обеспечения ее верховенства и стабильности, высоко-эффективности действия ее положений во всех сферах жизнедеятельности нашего государства.

Надлежащий уровень правовой охраны Конституции - необходимый атрибут правового государства, что есть самым важным фактором построения гражданского общества.

Правовая охрана, как свидетельствует мировая практика, осуществляется в разнообразных формах, главными с которых есть конституционный контроль и конституционный надзор.

Что же представляют собою обе формы, их соотношение? Это - давняя проблема, и есть различные взгляды на ее содержание и пути решения - от отождествления обоих форм к полному возражению контроля за конституционностью законов. Основное отличие между ними – в мерах воздействия при нарушении Конституции, которые могут быть применены соответствующими органами

Сущность конституционного контроля состоит в том, что соответствующие органы могут непосредственно вмешиваться в деятельность подконтрольных органов, отменять или приостановлять незаконные акты

Органы конституционного надзора подобных полномочий не имеют; их основное назначение в том, чтобы сообщить о неконституционности принятого правового акта. Приверженцы такой точки зрения считают, что в противоположном случае, то есть при осуществлении конституционного контроля в форме конституционной юстиции, это поставит под угрозу верховенство парламента, будет так или иначе ущемлять суверенитет украинского народа. Правда, таких взглядов становится меньше, тем более, что в условиях настоящего правового государства будет обеспечено реальное равновесие различных ветвей властей, где посягательств на полномочие парламента не будет.

Реальную политико-правовую базу для внедрения конституционного надзора в жизни было учреждено Декларацией о государственном суверенитете, где власть делится на законодательную, исполнительскую и судебную. На основе этого положения Закон "Об изменениях и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 24 октября 1990 г. предусмотрел создания Конституционного надзора. Совокупность органов, способных выполнять функции охраны Основного Закона, составляет систему конституционного контроля.

Зарубежная теория и практика предоставляет преимущество судебным органам конституционного контроля, то есть конституционной юстиции и конституционной юрисдикции. Это полностью совпадает с идеей раздела властей, с идеей господства права, что исключает или минимизирует не только политическое, а и парламентское влияние на конституционную юстицию. Еще Г. Кельзен, один из основоположников нормативистской школы, утверждал, что любая судебная деятельность, связанная с применением закона, есть вместе с тем и проверкой его конституционности.

Конечно, проблема этим не исчерпывается, поскольку речь идет о созидании права органами конституционной юстиции, принятие ими актов нормативно-правового характера.

Во-первых, по мнению некоторых авторов, спор о конституционности того или иного закона или нормативно-правового акта есть исключительно юридическим, а потому подлежит рассмотрению органом, что обладает для этого соответствующей квалификацией;

во-вторых, право судей проверять конституционность законов и, таким образом, контролировать деятельность законодательных властей вытекает из принципа раздела властей;

в-третьих, независимость присуща представителям судебных властей в силу их специфики, освобождают их от влияния любых политических сил и служат гарантией того, что решение по делу будет базироваться на действительно правовой основе;

в-четвертых, правила судопроизводства, которые выходят с принципов состязательности и гласности процесса, предусматривают вынесение мотивированного решения, обеспечать наиболее полное и всестороннее рассмотрение дела.

Различают различные виды и формы конституционного контроля. Прежде всего - предыдущий, то есть когда нормативно-правовой акт еще разрабатывается и не вступил в законную силу, и следующий контроль, когда такая проверка осуществляется после принятия акта.

По правовым результатам контроль может быть как обязательным, так и факультативным.

По форме различают абстрактный и конкретный конституционный контроль. За абстрактным - вопрос о соответствии определенного акта Конституции рассматривается вне конкретными обстоятельствами его применения. Орган конституционного контроля в таком разе подтверждает конституционность данного акта или лишает его юридической силы.

Конкретный конституционный контроль, наоборот, может быть лишь следующим и связанный с обстоятельствами, которые произошли в процессе применения соответствующего нормативно-правового акта. В таком случае сторона, справа которой решенная или решается на основании соответствующего нормативно-правового акта, оспаривает такое решение, мотивируя это тем, что акт, на основе которого решено дело, на ее взгляд, не отвечает Конституции. Довольно часто такой контроль осуществляется при рассмотрении конкретного дела в суде.

В конце концов, для Конституционного Суда процедура деятельности должна быть специфической.

Правовой статус, порядок формирования, состав и полномочия Конституционного Суда Украины определен в ст. 147-153 Раздела XII Конституции Украины и в Законе Украины "О Конституционном Суде Украины" от 16 октября 1996 г.


Заключение


Таким образом, мы подошли к завершающей стадии нашей работы, а именно подведению логического итога.

Конституция – это один из источников правовой системы Украины.

Функции Конституции неразрывно связаны общественных методов, усовершенствование старых просто диктуется временем.

Наряду с изменениями в организации государства и общества и благодаря им происходят изменения в правовой системе в целом. С первых лет независимости было принято значительное количество принципиально новых законодательных актов Украины вместо прежних союзных актов ы подзаконных актов и существенно оновлено немало действующих законов. Налаживается качественно новая система права Украина, в том числе ее основная отрасль – конституционное право.

Принятие Конституции Украины стало важным этапом в образовании украинского государства и создании законодательной базы, в развитии общества и государства. Эта Конституция провозгласила Украину суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством, признала человека высшей социальной ценностью и утвердила реальное народовластие. Она обобщила прежнее развитие общества и государства, создала объективно необходимые правовые основы их функционирования и дальнейшего развития, обусловила неотвратимость этих процессов и новое отношение к Украине других государств и международных органов и организаций.

Новая Конституция создала основу для качественно новой системы права Украины, всех ее отраслей и, прежде всего такой ведущей отрасли, как конституционное право Украины. Принятые на основе Конституции в развитие ее положений новые законодательные акты способствовали становлению большинства основных институтов конституционного права, прежде всего, – государственного и общественного устройства, прав и свобод человека и гражданина, форм демократии, организации государственной власти и местного самоуправления и других.

Конституция Украины, как источник права является не только Основным Законом, но главным двигателем развития правовой системы общества, а значит служит важнейшим документом в жизнедеятельности государства.


Список использованной литературы


1.     Конституція України, Закон України від 28.06.1996 р.

2.     Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.

3.     Алексєєв С. С. Государство и право. - М., 1993.

4.     Алексеев А.А. Общая теория права в 2 т. М., 1988.

5.  Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998.

6.  Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. – Г.: Юристъ. 1999.

7.  Колодий А.М.: Копейчиков В.В.и др. Теория государства и права. - К. Юринформ. 1995.

8.  Коркунов Н. М. Русское государственное право. Спб., 1904. Т.1.

9.  Кошкин. Ф. Русское государственное право. Г., 1908.

10.  Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций.: Юристъ. –М.,1997.

11.  Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Т. 1. / Под ред. Марченко М.Н.. –М.: Зерцало, 1998.

12.            Г.Омельяненко, Нова Конституція України і питання судів і судочинства, Право України № 10, 1996р.

13.            Шаповал В. Верховенство закону, як принцип Конституції, Право України, № 6, 1999 р.

14.            Шишкін В. Організація судоустрою у світлі вимог ст 6 Європейської Конвенції, Право України, № 9, 2000 р.

15.            Шишкін В. Диспозитивність – принцип судочинства, № 6, 1999 р.

16.            Шишкін В. Змагальність – принцип судочинства в кримінальному процесі, Право України, № 1, 1999 р.



[1] Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.

[2] Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.

[3] Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.

[4] Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты