Контрольно-надзорные функции Банка России
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Финансовое право
на тему:
Контрольно-надзорные функции Банка России
Выполнил:
студент очного отделения
юридического факультета ВГНА
группы ЮО-304 К.А. Тимощук
Проверил:
Москва 2009
План
Введение
1. Банковский надзор, как неотъемлемая функция Центрального банка
1.1 Цели, задачи и принципы банковского надзора
1.2 Формы и виды банковского надзора
1.3 Системы банковского надзора
2. Валютный контроль и валютное регулирование
3. Структурные подразделения Банка России и порядок осуществления ими контрольно-надзорных функций
3.1 Правовой статус органов, осуществляющих банковский надзор
3.2 Порядок проведения проверок кредитных организаций
3.3 Международное сотрудничество в области банковского надзора
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью в детальном изучении особенностей банковского надзора, валютного контроля и регулирования, определению их места в механизме контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка, что способствует развитию научного компонента и может иметь вполне осязаемые практические результаты, связанные с улучшением контрольно-надзорной деятельности в нашем государстве.
Целью данной работы является определение, рассмотрение и анализ основных контрольно-надзорных функций Банка России.
Для достижения поставленной цели, нами решались следующие задачи:
- Определение целей, задач и принципов банковского надзора, как проявления контрольно-надзорной функции Центрального Банка.
- Рассмотрение форм и видов банковского надзора.
- Изучение существующих систем банковского надзора и поверхностный анализ их эффективности.
- Рассмотрение валютного контроля и валютного регулирования, как неотъемлемой функции ЦБ.
- Оценка правового статуса органов осуществляющих банковский надзор.
- Рассмотрение ключевых этапов и принципов проведения проверок кредитных организаций.
- Обзор международного сотрудничества в области банковского надзора.
В ходе выполнения данной работы, использовались следующие методы:
аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, конкретно-исторический, обобщения.
1. Банковский надзор, как неотъемлемая функция Центрального банка
1.1 Цели, задачи и принципы банковского надзора
В ходе осуществления контрольно-надзорной функции, Центральным банком, проводятся мероприятия по надзору за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Данная деятельность определяется термином – банковский надзор. Существуют различные подходы к трактовке понятия «банковский надзор», условно их разделяют на: узкий и расширительный.[1] Сторонники узкого подхода относят к понятию «надзор» только ту его часть, которая основана на анализе форм отчетности, представляемых кредитными организациями в Банк России (так называемый документарный надзор), оставляя за его рамками даже инспектирование. По нашему мнению, расширительная трактовка является более продуктивной и соответствующей тематике данной работы. В этом случае, к функциям банковского надзора нужно отнести:
- принятие Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций;
- установление пруденциальных норм деятельности кредитных организаций и надзор за их соблюдением;
- инспектирование деятельности кредитных организаций;
- предупреждение банкротства кредитных организаций и контроль за их ликвидацией;
- контроль за эмиссией кредитными организациями ценных бумаг.
В учебных пособиях по банковскому праву, предлагается следующий вариант определения: «Банковский надзор это постоянно осуществляемая деятельность банка России по проверке исполнения кредитными организациями и банковскими группами требований федеральных актов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, выполнения ими обязательных экономических нормативов и резервных требований, а также требований по ведению бухгалтерского учета и предоставлению отчетности».[2]
В качестве целей банковского надзора выделяют:
- Защиту мелких вкладчиков от плохого управления мошенничества;
- Предотвращение “системных рисков” (банкротство одного банка, может стать причиной крушения всей банковской системы)
- Антимонопольный надзор (предотвращение сосредоточения экономической мощи в банковской сфере в немногих руках, создание условий для “здоровой конкуренции”)[3]
Перед банковским надзором, также ставится ряд задач, вытекающих из главной цели банковского надзора, указанной в ст. 55 ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)” - “Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов”. К числу первоочередных задач относятся:
- Обеспечение законности организации и деятельности кредитных организаций.
- Обеспечение надежности и устойчивости банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности.
- Поддержание стабильности и ликвидности кредитных организаций.
- Защита интересов вкладчиков и кредиторов.
В своей авторской статье, Демина Т.М, приводит список актуальных задач банковского надзора, которые тесно сопряжены с проблематикой сегодняшнего дня:
- разработка и внедрение системы раннего реагирования. (Вмешательство органов банковского надзора необходимо еще на той стадии, когда в банке только начинаются определенные трудности возможно в скрытой форме, а не тогда, когда проблемы уже настолько обострены, что зачастую банк уже невозможно спасти.)
- разработка и осуществление особой системы контроля за крупными банками. (Банки, имеющие значительную сеть финансов, концентрирующих значительный объем межбанковских платежей или имеющие большой объем вкладов населения, являются системообразующими. Крах такого рода банковских учреждений может иметь негативные последствия для всей банковской системы.)
- разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства. (Это одно из требований, выдвигаемое МВФ в качестве условия предоставления России международного кредита. Цивилизованная процедура банкротства кредитных организаций у которых отозваны лицензии Банком России на осуществление банковских операций, должна осуществляться своевременно и прежде всего, в интересах вкладчиков и кредиторов.)
- надзор за банковскими группами – консолидированный надзор. (Важным элементом банковского надзора является способность надзорных органов осуществлять контроль за банковскими организациями на консолидированной основе. Речь идет о способности проверить, как банковские, так и небанковские операции кредитных организаций, осуществляемые ими как непосредственно, так и опосредованно, а также операции, проводимые иностранными учредителями.)[4]
Решению поставленных задач, способствуют принципы, которыми руководствуется Центральный Банк. Напрямую, принципы банковского надзора не отражены в российском законодательстве. В свою очередь, эффективные принципы банковского надзора, получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору, Банк России принял решение присоединиться к ним летом 1997 г.[5] Базельские принципы включают в себя 25 составляющих, необходимых для того, чтобы система надзора была эффективной.[6] Из массива предложенных принципов, выделяются 4 основных:
- законность;
- постоянность;
- беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту;
- непосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России.[7]
Рассматривая представленную информацию, можно прийти к заключению, что основная цель банковского надзора не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом.
1.2 Формы и виды банковского надзора
Реализуя свои надзорные функции, Банк России обрабатывает (изучает, анализирует и обобщает) поступающую банковскую информацию, непрерывно наблюдает за состоянием банковской системы и за деятельностью кредитных организаций. Суть наблюдения состоит в осуществлении специальных мер, направленных на постоянный сбор, пополнение и обновление информации, касающейся банковской деятельности кредитных организаций, на оценку, анализ и прогноз состояния и динамики явлений и процессов, происходящих в денежно-кредитной сфере России. Наблюдение (как правовая форма банковского надзора) именуется также документарным, или дистанционным, надзором. Однако и в теории, и на практике признается, что «одно из главных ограничений, связанных с документарным надзором, состоит в том, что он основывается на статистических данных и сведениях, передаваемых самими банками. Это означает, что с возрастанием серьезности проблем, с которыми сталкивается тот или иной банк, снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации.[8] В процессе банковского надзора помимо наблюдения применяется и такая форма, как проверка, которая может быть проведена как выездом на место, так и без выезда. Проверка является наиболее эффективной формой банковского надзора. В особенности это касается непосредственных проверок кредитных организаций. Главная цель надзорных проверок – определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитных организаций, их филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.[9]
Чтобы быть достаточно действенной, система банковского надзора должна включать в себя различные виды контроля. К их числу можно отнести:
- государственный (выражается в существовании системы банковского законодательства)
- общественный (контроль со стороны общества)
- ведомственный (надзор со стороны Центрального Банка или другого специального ведомства)
- независимый (контроль независимых аудиторских фирм)
Механизм банковского надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Основными методами являются:
- пруденциальный (дистанционный, документальный) надзор – на основании форм отчетности, предоставленных кредитными организациями в Центральный Банк)