Коррупционные преступления

Служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки (ст. 430 УК) - это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, и наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Дача взятки (ст. 431 УК) наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Дача взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо в крупном размере наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК) представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя и наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет [9].

Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

При этом виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Принятие незаконного вознаграждения (ст. 433 УК) представляет собой принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством оплаты труда и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Принятие незаконного вознаграждения, совершенное повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Принятие незаконного вознаграждения, совершенное в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Центральной фигурой коррупции является должностное лицо, а применительно к большинству коррупционных преступлений - это одно из условий уголовной ответственности.

Согласно статье 4 УК к должностным лицам относятся:

1) представители власти - депутаты всех уровней; государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе; лица, состоящие на государственной службе (не только государственные служащие), которые также обладают властными полномочиями по отношению к не подчиненным им по службе лицам (например, работники органов внутренних дел, сотрудники государственных контролирующих и надзорных органов, судебные исполнители и др.);

2) представители общественности, наделенные полномочиями представителей власти (например, члены добровольных народных дружин, народные заседатели, общественные контролеры, внештатные сотрудники правоохранительных органов и др.);

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, - лица, которые в силу занимаемой должности наделены полномочиями по осуществлению руководства коллективом (у которых в подчинении имеются другие лица): директора, начальники, заведующие каких-либо организаций либо их подразделений, а также их заместители независимо от вида и формы организации (учреждения, предприятия), а также лица, которые выполняют обязанности, связанные с управлением или распоряжением имуществом (государственным, общественным, частным) или денежными средствами, учетом и контролем за отпуском и реализацией материальных ценностей (например, заведующий складом, магазином, базой, мастерской, главный бухгалтер и др.);

4) лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, нотариус, адвокат, врач как член врачебной комиссии или выдающий листки временной нетрудоспособности, преподаватель учебного заведения, уполномоченный на принятие различных экзаменов, и др.);

5) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов [9].

УК, определяя перечень лиц, относящихся к должностным лицам, не выделяет понятие "государственное должностное лицо", как это предусмотрено Законом. По смыслу уголовного закона лицо может быть должностным вне зависимости от формы собственности организации, в которой оно занимает соответствующую должность.

В УК предусмотрена самостоятельная категория должностных лиц: должностные лица, занимающие ответственное положение, к которым относятся, например, руководители правоохранительных органов и их заместители, руководители налоговых органов и их заместители и др. Совершение некоторых преступлений (получение взятки, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти) такими должностными лицами признается обстоятельством, отягчающим ответственность.

Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.

Внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция оказывает деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому является серьезной угрозой его национальной безопасности.

Борьба с коррупцией должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь систему государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, важную роль играют меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам [8, с.97].

Принятые государством в последнее время меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. N 220 утверждена Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2007 - 2010 годы, с изменениями и дополнениями, которая направлена на решение следующих основных задач:

- снижение уровня преступности, связанной с коррупцией;

- повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере;

- усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий;

- создание эффективного механизма профилактики коррупции;

- дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов;

- углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией;

- создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях [10].

Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная база для борьбы с коррупционными преступлениями, которая носит системный характер.



Список использованной литературы


1. Васильчиков И.С. Преступления в сфере экономики. Р-н-Д.: Феникс, 2007. - 214 с.

2. Гуценко.К.Ф.Голов К.Ф. Уголовный процесс западных государств. М.: Зерцало, 2002. - 528 с.

3. Есаков Г.А., Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран. М.: Проспект, 2009. - 336 с.

4. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. – 336 с.

6. Ситникова А.И. Преступления в сфере экономической деятельности: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2005. - 80 с.

7. Соловьев А., Башкирова В. Крупнейшие мировые аферы: искусство обмана и обман как искусство. М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

8. Трунцевский Ю.В. Экономические и финансовые преступления. М.: Юнити, 2008. - 288 с.

9. Уголовный Кодекс Республики Беларусь. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

10. Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 220 «Об утверждении Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007 - 2010 гг.» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты