Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах

Причины хищений оружия разные. Вот некоторые из них: 1) отсутствие надлежащих хранилищ. С 1993 г. Вооруженные Силы не получают ассигнования на строительство и содержание оружейных складов. Так, в Забайкальском военном округе в крытых хранилищах находится только 5% всех имеющихся там боеприпасов; 2) плохой учет стрелкового и другого оружия. В 1994-1995 гг. планировалось провести инвентаризацию всего стрелкового оружия, но до настоящего времени учтено только оружие, находящееся в войсковых частях и соединениях; 3) недостатки в подборе кадров и слабое финансирование офицеров, прапорщиков и солдат. Нередко оружие привлекает похитителей только тем, что его можно выгодно продать. Например, один из начальников войскового склада, не получавший несколько месяцев денежное довольствие, одолжил у знакомого коммерсанта 2. млн. руб. под проценты, которые отдать, естественно, не смог. В результате от начальника склада потребовали 50 млн. руб. или 3 пистолета, автомат, боеприпасы и 10 гранат. Финал этой истории печален. Начальник склада взял несколько пистолетов и повел коммерсанта в лес пробовать оружие, где его и убил, после чего заявил о случившемся правоохранительным органам;5 4) слабая контрольно-ревизионная служба. Еще в 80-е годы была раскрыта группа, похищавшая пистолеты в течение длительного времени, заменяя их на простые кирпичи, которые упаковывались в ящики, точно соответствуя по весу и маркировке.

По-прежнему остается проблемой корыстная преступность офицеров и прапорщиков. Указанная категория военнослужащих составляет костяк Вооруженных Сил. Это основа профессиональной армии, показатель уровня ее боеготовности. В 1995 г. к уголовной ответственности было привлечено около 400 офицеров. Чаще всего, как свидетельствует уголовная статистика, ими совершаются кражи, растраты, халатное отношение к службе, мошенничество. Причем, мошенничество увеличилось за последний год в 3. раза.

Достаточно часто офицерами и прапорщиками совершаются преступления, связанные со взяточничеством. Рост этих деяний составил 32.%, что при условии традиционно высокого уровня латентности является высоким показателем.

Офицеры и прапорщики, совершающие преступления, часто привлекаются в качестве соучастников военнослужащих срочной службы.

На корыстную преступность в армии сильное влияние оказывают политические события в стране. Как уже говорилось выше, к сожалению, армия становится участницей решения политических задач. Поэтому неудивительно, что особого ажиотажа не вызвали "разоблачения" в Государственной Думе Л.Я. Рохлина. На протяжении ряда лет о фактах, на которые ссылался Рохлин, рассказывали средства массовой информации. При этом нельзя сказать, что органы военной юстиции бездействовали. По многим фактам (например, о дачах высших офицеров Министерства обороны) проводились прокурорские проверки. Здесь следует пояснить, что одни и те же факты в разном контексте могут трактоваться по-разному. С точки зрения соблюдения норм закона злоупотреблений обнаружено не было.

В данном случае речь может идти о следующем: а) Вооруженные Силы в целом и многие их должностные лица в частности оказались не готовыми к работе в условиях переходного этапа развития общества; б) органы военной юстиции не всегда свободны в принятии того или иного решения (не следует забывать, что практически все довольствие работники военной юстиции получают в армии, воинские звания - тоже); в) не существует никаких правовых норм (за нарушение этических норм нельзя привлекать к уголовной ответственности), регламентирующих социально-нравственное поведение должностных лиц Министерства обороны.

Заниматься проблемами корыстной преступности в Вооруженных Силах чрезвычайно сложно. В сложившихся условиях многие офицеры не заинтересованы в разглашении и предании гласности фактов коррумпированности должностных лиц. Между тем потери, которые несет и армия, и общество от разбазаривания и утраты военного имущества, социальной несправедливости, возникающей из-за фактов взяточничества, не идут ни в какое сравнение с затратами, которые могут понести правоохранительные органы, начав самую серьезную борьбу с этими преступлениями.

Особо следует подчеркнуть, что работникам правоохранительных органов в этом направлении потребуется помощь самых высших должностных лиц исполнительной, законодательной и судебной властей.


ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ


Говоря о предупредительно-профилактических мероприятиях в Вооруженных Силах, предполагается, что они должны быть прежде всего общесоциальными, т.е. мы не разделяем их на профилактические меры насильственной или корыстной преступности. При этом мы отдаем себе отчет в том, что в настоящее время в бюджете нет свободных денег, которые можно было бы направить на затратную профилактическую программу. Поэтому, по нашему мнению, следует провести минимум тех мер, без которых невозможно осуществлять социальный контроль за преступностью в Вооруженных Силах.

Профилактические меры на стадии призыва должны включать: 1) тщательное медицинское обследование; 2) психологический отбор; 3) направление к месту службы вместе с призывником его личного дела из РВК. В нем должны быть указаны семейное положение (мать, отец, другие члены семьи, если таковые есть), образование, чем увлекался призывник, спортивная подготовка, связь с неформальной молодежной субкультурой, неплохо провести психологические тесты на предмет общей подготовки юноши к службе в армии вообще и в "горячих точках" в частности.

Среди профилактических мер непосредственно в Вооруженных Силах следует выделить:

1) переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году с тем, чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих;

2) повышение призывного возраста до 21 года или хотя бы до 20 лет. Психологи утверждают, что окончательно личность человека формируется только к 21 году. Возникает очень сложная проблема. Мы даем человеку в руки оружие и приказываем выполнять боевую задачу, связанную в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия "на поражение", причем никто не задумывается о социальных и психологических последствиях для молодого человека, так как окончательно формирование его как личности еще не завершено. Кстати, во многих странах мира призывной возраст как раз равен 20-21 годам (Турция, Швейцария).

3) совершенствование института офицеров-воспитателей, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту. Так, 13% военнослужащих отметили, что за время их службы были периоды, когда жизнь казалась им невыносимой и они были готовы "свести с ней счеты". Офицеры-воспитатели должны быть тесно связаны с военкоматом, откуда призывались юноши, знакомиться с личными делами призывников;

4) реальное введение альтернативной гражданской службы. Действующее конституционное положение (п. 3 ст. 59 Конституции РФ) должно быть не декларативным, а реальным. Не случайно еще Петр I говорил: "Всуе законы писать, кои исполняться не будут". Провозглашенный, но не исполняющийся закон развращает законопослушных граждан, вызывает социальную апатию и безразличие, неверие в возможность построения правового государства. Кстати, в 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям. Правда, эта "гарантия" на деле обернулась гонением инакомыслящих, в основном по религиозным убеждениям;8

5) улучшение работы органов военной юстиции и прежде всего военных дознавателей. С этой целью необходимо принять нормативный акт о военных дознавателях, которые должны быть подчинены непосредственно министру обороны и выполнять функции работников милиции в условиях Вооруженных Сил (некоторые предпочитают термин "военный полицейский").

Военный дознаватель должен: а) иметь юридическое образование; б) обладать навыками оперативно-следственной работы; в) быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с законом и направлением деятельности военной прокуратуры, выполнять все указания и требования прокурора и следователя.

В этой связи представляется, что концепция проекта Закона о военной полиции изначально порочна, поскольку предполагает главным образом осуществление патрульных функций, а не оперативных, в чем прежде всего и нуждаются органы военной юстиции для борьбы с преступностью в армии;

6) ответственность военнослужащих должна быть дифференцируема, т.е. в зависимости от общественной опасности содеянного наступает дисциплинарная или уголовная ответственность.

В Дисциплинарный устав, на наш взгляд, необходимо ввести специальную статью об ответственности за правонарушения в сфере межличностных отношений ("дедовщина"), в которой следует предусмотреть достаточно суровые виды взысканий, например: а) неувольнение из части до двух недель; б) обычный арест; в) строгий арест; г) сверхурочные работы; д) лишение половины месячного оклада; е) увольнение из Вооруженных Сил за неправомерное поведение. Кстати, в США увольнение из армии по негативным основаниям может повлечь лишение американского гражданства.

В Дисциплинарном уставе следует также предусмотреть ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под сферу действия уголовного закона. Кроме того, необходимо продумать систему мер, позволяющих увольнять из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм. Это дает возможность успешнее бороться с фактами коррупции на самой ранней стадии ее зарождения;

7) улучшение жизнедеятельности дисциплинарных батальонов. Большинство находящихся в дисбатах осуждены по ст. 337 нового УК РФ (самовольное оставление части). Средний срок содержания осужденных - от 2. до 3 лет. Заметим, что все осужденные делятся на несколько категорий: лидеры (как правило, 5-6 человек в каждой роте), специалисты (повара, кочегары, художники), бесконвойные (отсидевшие не менее 1/3 срока и работающие за пределами части), склонные к побегу по различным причинам (от притеснений со стороны сослуживцев до сложных семейных об стоятельств), люди с расстроенной психикой. Характерно, что такое деление во многом совпадает с делением военнослужащих в войсковой части.

Улучшение жизнедеятельности дисбатов, на наш взгляд, должно идти по следующим направлениям: а) законодательное закрепление положения о том, что в дисбатах продолжают действовать воинские правоотношения со всеми вытекающими отсюда последствиями; б) к работе в дисбатах должны привлекаться только профессиональные военные, причем самим этим работникам требуется социально-психологическая поддержка, поэтому им должны быть предоставлены определенные льготы; в) в дисбатах следует создать специальную психологическую службу по реабилитации военнослужащих-правонарушителей; г) необходим гибкий подход в вопросе о совместном отбытии наказания "дедами" и военнослужащими, которые оставили воинские части из-за их притеснений; д) освобождение из дисбата должно быть строго индивидуализировано;

8) применение социально-поощрительных мер. Службу в Вооруженных Силах следует поощрять. Опыт рекламы воинской службы на телевидении оказался отрицательным. Это связано с тем, что до последнего времени Министерство обороны не может сделать службу социально привлекательной. Открыто публикуются различного рода брошюрки, рассказывающие, как можно уклониться от призыва. Наиболее популярная из них называется "Не призван". В Москве ее можно встретить едва ли не на каждом уличном лотке. Во многом благодаря ей каждый призыв не добирает до 30 тыс. "уклонистов". Правда, иногда такие книжечки могут сыграть с призывником злую шутку. Так, в отношении 500 "уклонистов" были возбуждены уголовные дела и 60 из них были осуждены к различным срокам отбывания наказания.

Существующий порядок можно изменить, если следовать некоторым направлениям: военнослужащие должны иметь льготы при поступлении в высшие учебные заведения; рекламировать необходимо не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; необходимо широко оповещать о возможных вариантах службы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных Сил ООН или на территории наших военных баз. К слову, один из главных стимулов службы в армии США - это возможность побывать на военных базах в экзотических местах; необходимо строго соблюдать порядок посылки военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, - и с письменного согласия родителей.

Особо следует сказать о проблеме перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. На наш взгляд, существует некоторая путаница в терминах, поскольку "профессиональная" и "наемная" армия - это не одно и то же. Например, Великобритания только в XX в. несколько раз принимала решение о переводе на наемную службу (т.е. службу исключительно добровольную и контрактную) и несколько раз отказывалась от этой идеи. Окончательный переход к наемной службе был завершен только в 1960-1963 гг. Процесс перехода Вооруженных Сил США на контрактную систему занял: на флоте - 7 лет, в ВВС - около 10 лет, в сухопутных войсках - 13 лет9.

Нам представляется, что будущей Российской армии следует быть профессиональной, но не наемной. Иначе говоря, служба, как и прежде, должна быть обязательной, но с условием возможного альтернативного выбора у призывника (альтернативная гражданская служба). У солдат срочной службы должны быть контракты с достаточно высокой оплатой их труда. Это позволит существенно повысить степень их прежде всего материальной ответственности (возмещение причиненного ущерба армейскому имуществу и технике). Уровень затрат на содержание профессиональной армии следует просчитать, но, по нашему мнению, он не будет существенно превышать сегодняшний, если учитывать борьбу с "уклонистами", ущерб, причиняемый хищениями, порча дорогостоящей боевой техники и т.д. Криминологи систематически занимаются проблемами преступности в Вооруженных Силах. Например, в 1990 г. на одной из первых конференций, посвященной проблемам насильственной преступности в Вооруженных Силах, были рассмотрены негативные факторы, устранение которых могло бы способствовать снижению уровня преступности (прежде всего так называемой "дедовщины"). Среди них отмечались недостатки в организации деятельности конкретного воинского коллектива, недостатки управленческой деятельности офицеров и др. Как видно, эти негативные факторы оказывают существенное влияние на преступность в Вооруженных Силах и сегодня. Однако к мнению криминологов не прислушались. В новом УК РФ достаточно нововведений. Однако раздел XI "Преступления против военной службы" практически не претерпел никаких изменений. Исключение составляют лишь ст. 337 и 338 (самовольное оставление части и дезертирство), которые дополнились примечаниями о возможности освобождения военнослужащих от уголовной ответственности. С нашей точки зрения, произошло это не случайно и говорит о том, что серьезных изменений в подходах к проблемам преступности в Вооруженных Силах не произошло.

Таким образом, проблема корыстно-насильственной преступности в Вооруженных Силах в настоящее время требует к себе самого пристального внимания ученых и практиков. Ситуация складывается так, что мы можем говорить только о более-менее серьезном уровне социального контроля за корыстно-насильственной преступностью в Вооруженных Силах. Однако даже такая сложная обстановка не снимает ни с ученых, ни с практиков ответственности за то, как развивается криминологическая обстановка в Вооруженных Силах сегодня.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты