Криминогенные феномены
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Криминология»
по теме: «Контрольная работа 165»
Содержание
1. Социальное и биологическое в личности преступника
2. Характеристика криминально-криминогенных феноменов
3. Раскрыть криминологические понятия «наблюдение», «криминогенность»
Список литературы
1. Социальное и биологическое в личности преступника
Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевого поля
Социально-ролевой подход стал получать всё большее распространение в криминологии 70-х годов, хотя как бы стихийно применялся и раньше при изучении социально-демографических характеристик личности.
Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:
1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция – своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль – содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.
2. При втором подходе роль – это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.
3. Роль – это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.
4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.
В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция – это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он – сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов:
государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.);
обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных;
неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) – в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.
Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормо-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.
Само исполнение роли накладывает на личность определённый отпечаток, развивает у неё одни качества и подавляет другие. Например отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения; они легко устанавливают контакты даже с малознакомыми людьми, чутко реагируют на их настроения, умеют подыграть этим настроениям. В то же время у них нередко существуют те черты, которые ценятся в трудовом коллективе, на производстве: дисциплина, профессиональная ответственность и т.п.
Различаются:
роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих конкретной позиции;
роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнить;
фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени.
В последнем случае сильно влияние социальных условий, а также уже сформированных личностных характеристик.
Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда:
человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, «большого общества» и вести себя в соответствии с требованиями права и морали.
человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей.
человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение.( член ОПГ)
отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции.
человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.
возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей. (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего)
Социально – ролевой подход не исключает активности личности, но задаёт социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен также как и у осуждённых, отбывающих наказания, у военнослужащих срочной службы.
Бывает объективный конфликт ролей, когда их содержание действительно противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовывать.
В динамическом аспекте встречаются:
прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение;
существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они в новых условиях перерастают из противоречивых только норм морали в противоречащие закону;
затруднение прогресса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определённых социальных позиций и ролей.
Например, многие лица, формировавшиеся в неполных, либо неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерный для родительского дома стандарт поведения: оскорбления супруги (супруга), частые семейные скандалы, избиения, и т.п.. В одних случаях это приводит к преступлению на так называемой бытовой основе, в других приводит к распаду семьи, уходу в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах, утрату работы, совершению краж с целью приобретения спиртных напитков.
Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим уголовные и экономические преступления. У первых она носит очевидный и грубый характер.
При анализе деятельности преступников учитывается следующее:
фактическое поведение лица не идентично содержанию роли. Известно, что разные актёры исполняют одну и ту же роль по разному, с учётом своей трактовки роли, собственных возможностей, ориентации на успех среди различных категорий зрителей и т.п..
личность представляет собой определённую целостность при всём многообразии её позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности и субъективной интеграции одновременно разных социальных позиций и ролей.
деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение соответствующего поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности.
В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путём во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.
Деятельность – это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические и интеллектуально-духовные операции, то есть и работу мысли. Термин «преступная деятельность» в отличие от «преступного поведения» в личностном аспекте отражает не только наличие системы определённых преступных деяний, но и целенаправленный поиск личностью социальных позиций, условий для реализации преступных замыслов, развитие в процессе самовоспитания качеств, важных именно для данной преступной деятельности.
При анализе деятельности личности важно помнить следующее:
а) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно – звено в цепи определённой системы поступков.
б) является ли преступное поведение скачком от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты:
I) нарушение требований, соответствующих нормам для человека определённого возраста и положения социальным позициям. (преждевременное оставление школы несовершеннолетним; отказ в материальной поддержке детям и т.п.)
II) аморальных, но не противоречащих праву поступков. (пьянство; половая распущенность и т.п.)
III) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов)
в) в какой сфере деятельности совершаются преступления.
Криминологические исследования указывают на то, что, как правило, совершение тяжких преступлений бывает результатом не скачка от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения.
Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, затем сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий и как часто они дают криминальный результат, при участии в них неких лиц, с какими именно характеристиками. На этой основе может делаться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.
Изучение системы поступков личности, её деятельности в целом помогает выявить определённые стереотипы поведения, ставшие для неё привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства.
К социально-значимым биофизиологическим признакам относятся: состояние здоровья, заболевания (в том числе наследственные), особенности физической конституции. В некоторых случаях (правда сравнительно редких признаки этого рода являются основным фактором для личности преступника. Так нельзя стать лицом совершившим преступление, предусмотренное ст. ст. 121; 122 УК РФ, если не страдать соответствующими заболеваниями (венерическими, ВИЧ-инфекцией). Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Врождённые физические дефекты, тяжёлые хронические заболевания ограничивают возможности индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других проявлений жизненной активности. Обладая определённым психотравмирующим потенциалом, они могут осложнять межличностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими. Но так же как и в случаях психических аномалий (в рамках вменяемости), патологии биофизического характера, влияя на поведение личности, в том числе, преступное, не является его причиной. Отрицательное, в том числе потенциально криминальное воздействие биологических (биофизических, биопсихологических) факторов на поведение личности в принципе может быть нейтрализовано социально приемлемыми и морально безупречными средствами. Об этом, в частности, свидетельствует достижение отечественных учёных, обеспечивших высокий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого и иного развития личности группы слепо-глухо-немых лиц, их полноценную, во многих отношениях полезную для общества жизнь. Если естественной и направленной социализацией личности, воспитанием, сочетаемого с психотерапевтической иной коррекцией, социально-дезадаптивные последствия биофизиологических, биопсихологических дефектов личности не удаётся устранить, то они могут играть роль условий, способствующих преступлению.
Страницы: 1, 2