Лицензирование хозяйственной деятельности

Сегодня процесс государственной регистрации субъектов хозяйствования регулируется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1.

Принятие этого документа можно назвать революцией в этой сфере. Подтверждением сказанному можно назвать основные отличия вышеназванного документа от тех нормативных правовых актов, которые действовали до вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1. (01.02.2009г.).

До 01.02.2009г. законодательством были установлены минимальные размеры уставного фонда для государственной регистрации юридического лица (например, для общества с ограниченной ответственностью – 1600 Евро, для Унитарного предприятия – 800 Евро и т.д.). В настоящее время минимум установлен для специфической деятельности (банковская деятельность, страхование), а также для акционерных обществ (закрытых – 100 базовых величин (3 500 000 рублей), для открытых – 400 базовых величин (14 000 000 рублей)). Для всех других организационно-правовых форм учредители самостоятельно определяют размер уставного фонда.

Кроме того, если ранее срок, предоставляемый регистрирующему органу для государственной регистрации, составлял 20 рабочих дней, то после 01.02.2009г. при наличии всех необходимых документов регистрирующий орган обязан зарегистрировать субъект хозяйствования, проставить штамп о государственной регистрации на уставе и внести сведения о субъекте хозяйствования в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в день обращения заявителя.

Также изменились требования к форме и содержанию учредительных и иных документов, представляемых для государственной регистрации. Ранее в регистрирующий орган нужно было представлять нотариально заверенные копии учредительных документов, после 01.02.2009г. такого заверения не требуется. Кроме того, по новым правилам в учредительных документах указывать виды деятельности можно по желанию учредителей и после государственной регистрации осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. Ранее в учредительных документах нужно было указывать виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Изменилось количество документов, представляемых для государственной регистрации. Сейчас необходимо представить заявление, документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, устав (и/или учредительный договор) в двух экземплярах – для юридических лиц, 2 фотографии – для индивидуальных предпринимателей, паспорт – для иностранных физических лиц учредителей юридических лиц, а также выписка из торгового реестра страны местонахождения – для иностранных юридических лиц. До 01.02.2009г. дополнительно необходимо было гарантийное письмо о предоставлении местонахождения после государственной регистрации, документ подтверждающий формирование уставного фонда, решение о создании юридического лица.

Регистрирующими органами в Республике Беларусь являются Национальный Банк Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, администрации свободных экономических зон, Облисполкомы, Мингорисполком и горисполкомы областных городов. При этом Облисполкомы, Мингорисполком и горисполкомы областных городов реально передали полномочия по государственной регистрации райисполкомам в районах и администрациям районов в городах.

До государственной регистрации лицо заниматься предпринимательской деятельностью не может, т.к. она рассматривается незаконной со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Действия, совершенные лицом до государственной регистрации в качестве предпринимателя, не порождают ни для самого гражданина, ни для других лиц, ни каких прав и обязанностей и государственной защите не подлежат. Исключение из этого общего правила может устанавливаться только законом.

Таким образом, предпринимательская деятельность - это одна из форм вовлечения физических лиц в решение государственных, экономических, социальных и других задач.


2.1 Права и обязанности предпринимателя


Как полноправный субъект предпринимательской деятельности предприниматель имеет определенные законом права и обязанности.

Итак, предприниматель имеет право:

1.   заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной действующим законодательством, привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий, организаций, в том числе и иностранных юридических и физических лиц,

2.   участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других субъектов. Гражданин может участвовать в предпринимательской деятельности не только своим имуществом, но и имущественными правами, которыми он обладает в настоящее время или которые он получит в будущем. Согласно действующему законодательству объектом правоотношений, включая и хозяйственные правоотношения, может быть и имущество, которое появится у лица в будущем. Так, в соответствии со ст. 5 Закона о залоге, принятое 24 ноября 1993г., предметом залога может быть любое имущество, имущественные комплексы, имущественные права, личные права, которые не только реально существуют в момент заключения договора о залоге, но и имущество, которое может поступить в собственность или в полное хозяйственное ведение залогодателя, а также права, носителем которых залогодатель может стать в будущем. Инвестировать в предпринимательскую деятельность можно и интеллектуальную собственность,

3. самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать партнеров и потребителей, устанавливать цены и тарифы на продукцию, работы, услуги в соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса Республики Беларусь, цены по договору купли-продажи устанавливаются соглашением сторон. 1 - ГК РБ, ст. 236. Законодательством могут предусматриваться предельные уровни цены на отдельные виды имущества (в настоящее время это социально значимые товары).

4. устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму. В практике оплаты труда используется две основные формы оплаты: сдельная и повременная. Формы подразделяются на системы. При сдельной оплате труда заработная плата работнику начисляется за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции. При повременной форме оплаты - по установленной тарифной ставке за фактически отработанное им время. Однако, в настоящее время законодательно ограничение в форме обязательного применения Единой тарифной сетки. Последнее время все больше появляется мнений о том, чтобы отменить указанное ограничение, поскольку Единая тарифная сетка не позволяет адекватно оценивать труд наиболее ценных сотрудников и работников с большой производительностью труда.

5. открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций,

6. свободно распоряжаться полученной прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. при осуществлении предпринимательской деятельности на основе контракта распределение свободного остатка прибыли осуществляется в порядке, предусмотренном контрактом. Прибыль может быть получена за счет производственной деятельности, а также за счет операций на товарной или фондовой бирже, скупки продажи акций и других ценных бумаг, коммерческого посредничества, товарно-закупочной, инвестиционной деятельности, если она не запрещена законодательством, получать любой, не ограниченный по размерам доход,

7. выступать истцом и ответчиком в суде,

8. приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Кроме прав предприниматель несет также определенные обязанности. К ним можно отнести следующие:

1.   выполнять надлежащим образом все принятые на себя обязательства в соответствии с законом или заключенным договором,

2.   заключать договора или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, в необходимых случаях и коллективные договора. Ограничение в настоящее время существует только для индивидуальных предпринимателей, которые могут принять на работу по найму не более трех человек, которые являются близкими родственниками индивидуального предпринимателя.

3.   не препятствовать объединению наемных работников в профсоюзы для защиты своих интересов,

4.   осуществлять меры по экологической безопасности, охране труда, технике безопасности, производственной гигиене и санитарии,

5.   вносить в государственный фонд страхования отчисления по страхованию своих работников,

6.   соблюдать права и законные интересы своих потребителей,

7.   получать в установленном порядке специальные разрешения (лицензии) на деятельность, подлежащую лицензированию,

8.   другие.

Таким образом, предприниматель при осуществлении своей деятельности имеет определенные законом права и обязанности, которые и были рассмотрены в данном разделе.



3. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования

 

В соответствии с п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003г. № 17 (далее Декрет № 17) в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, определенных настоящим Декретом, может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий).

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату;

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного декретом № 17 лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

Для получения лицензии лицо подает заявление со всеми необходимыми для этого документами.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридического лица - наименования и места его нахождения;

для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;

документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;

выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты