Личные права граждан и их охрана

В настоящее время назрела необходимость в проведении системы мер, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия:

1 - следует обеспечить законодательную базу судебных органов - ускорить принятие Федерального закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", что позволит создать четкие юридические механизмы и процедуры защиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам;

2 - для обеспечения доступа граждан к правосудию необходимо в соответствии с федеральным законом учредить во всех субъектах Федерации первичные, наиболее приближенные к населению судебные системы - мировых судей, которые будут обслуживать небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек. Важно не только без промедления учредить мировых судей, но и обеспечить материально и организационно их деятельность;

3 - важным инструментом повышения качества правосудия могло бы служить включение в программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров судебных, прокурорских и следственных работников, теоретико-прикладной дисциплины "Права человека".

Права человека и их защита регулируются в современном мире не только национальным правом, но и международным. В ст. 15 Конституции РФ признается приоритет принципов и норм международного права и их принадлежность к правовой системе Российской Федерации. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод[23], если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Учреждение и функционирование межгосударственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из важных достижений в международном регулировании прав человека. Сегодня, в соответствии с положениями международных договоров, сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. В международном праве различают:

- универсальные органы (органы ООН). Основными органами ООН по правам человека являются, в частности:

1. Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и т.д.

2. Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создан для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему.

3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.

4. Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступила в силу в 1987 г.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. В первом документе СБСЕ - Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека.

Согласно ст. 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. суд может принимать жалобы от любого физического или юридического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что "явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права".

Заявитель индивидуальной жалобы должен сам выступать в качестве жертвы того нарушения права или прав, предусмотренных Конвенцией, на которое он жалуется. Это - абсолютно необходимое условие. Конвенция не предоставляет права подавать жалобу против нарушений прав человека вообще (action popularis): чтобы жалоба имела шансы на успех, заявитель должен продемонстрировать, что он лично пострадал в результате нарушений, на которые жалуется. Таким образом, Суд не рассматривает in abstracto вопрос о соответствии внутреннего законодательства Конвенции. Условие о том, что заявитель должен быть жертвой нарушения его прав, гарантированных Конвенцией, должно соблюдаться на протяжении всего периода разбирательства дела в Суде. Так, если, пока дело ожидало слушаний в Суде, заявитель получил компенсацию от внутригосударственных властей или иную форму возмещения, например, в результате применения экстраординарных мер правовой защиты, Суд может установить, что данное лицо не является более жертвой в смысле, придаваемом этому слову ст. 34 Конвенции. С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человека поступило около 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям.

Должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека учреждена в связи с ратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Цель Уполномоченного - защита интересов государства при рассмотрении жалоб на Россию в Европейском Суде. Организационно аппарат Уполномоченного входит в структуру Главного государственно-правового управления Президента РФ и подотчетен Президенту РФ[24].

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Гражданское законодательство регулирует два вида общественных отношений - имущественные и связанные с ними неимущественные, а также защищает неотчуждаемые права и свободы человека и нематериальные блага.

В данной работе мы четко охарактеризовали многообразие связей права и личности наиболее полно охарактеризовали через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

Основные права личности закреплены в основном юридическом документе – Конституции. Поэтому Конституция любого государства ориентирована на юридический аспект взаимодействия с личностью, т.е. на личность как на гражданина. Конституция - основной закон государства, где на первом месте определены права человека. В этом случае цель и задачи Конституции сводятся к обеспечению декларации прав и свобод личности в рамках понятия «гражданин». Поэтому права личности – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека – универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Они могут существовать независимо от государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-либо.

В данной работе определили и достигли основную цель, которая выражается в комплексном исследовании гражданско-правовой охраны личности граждан.

Достижение поставленной цели было определено путем решения следующих задач:

- изучили теоретическую концепцию в области личных прав граждан;

- рассмотрели понятие и виды личных неимущественных прав;

- выявили специфику гражданско-правовой охраны личных прав граждан;


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Правовые акты

1.                Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.

1. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод (ETS №5)» Совет Европы, Рим, 4 ноября 1950 года (ред. от 11.03.94 г.)

2. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года

3. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года, №237 с изменениями от 25.03.2004

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 26 января 1996 года. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410 , № 34. Ст.4025.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 28 ноября 2001 г., ч. 3 // Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002. // Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532

Литература

8.                Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 2004.

9.                Азаров Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. М., 2004.

10.           Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000

11.           Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод. // Журнал российского права. 2001. N 12.

12.           Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 3 т. М., Профобразование, 2001.

13.           Грудцына Л.Ю. К вопросу о защите и охране прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009.

14.           Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М., Юристъ, 2000.

15.           Кабышев В.Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. N 1. С. 128.

16.           Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Екатеринбург, 2004.

17.           Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., Юристъ, 2003.

18.           Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., Юристъ, 2006.

19.           Лучин В.О. Конституционные институты / Современный конституционализм. - М., 2004 г. С. 35

20.           Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2001.

21.           Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - С. 223.

22.           Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 2005.

23.           Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. /Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002.

24.           Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. - Саратов. 2006г. Вып. 9. С. 150-160

25.           Учебник по гражданскому праву. Часть 1. Под ред. Толстого, Сергеева. Проспект. М., 2006.

26.           Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.

27.           Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Курс лекций. Екатеринбург, 2001.


[1] Ст. 2 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301

[2] Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Екатеринбург, 2004.

[3] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301

[4] Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 2005.

[5] Учебник по гражданскому праву. Часть 1. Под ред. Толстого, Сергеева. Проспект. М., 2006.

[6] Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2001.

[7] Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 2004.

[8] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000

[9] Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., Юристъ, 2003.

[10] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. /Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002.

[11] Конвенция «О защите прав человека и основных свобод (ETS №5)» Совет Европы, Рим, 4 ноября 1950 года (ред. от 11.03.94 г.)

[12] Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 3 т. М., Профобразование, 2001.

[13] Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М., Юристъ, 2000.

[14] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., Юристъ, 2006.

[15] Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод. // Журнал российского права. 2001. N 12.

[16] Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - С. 223.

[17] Кабышев В.Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. N 1. С. 128.

[18] Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

[19] Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // СЗ РФ от 21 декабря 1998 г., N 51, ст. 6270.

[20] Лучин В.О. Конституционные институты / Современный конституционализм. - М., 2004 г. С. 35

[21] Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. - Саратов. 2006г. Вып. 9. С. 150-160

[22] Лучин В.О. Конституционные институты / Современный конституционализм. - М., 1990 г. С. 35

[23] Международная защита прав и свобод - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

[24] Грудцына Л.Ю. К вопросу о защите и охране прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты