Ликвидация как способ прекращения юридического лица

    Часть 2  подпункта 3  статьи 57 ГК, таким  образом,  содержит  одновременно  несколько  оснований  для  ликвидации  юридического  лица, из  которых  наиболее  сложными  для  практического  применения  являются  осуществление  деятельности  без  лицензии  и  осуществление  деятельности  с  неоднократными  или  грубыми  нарушениями  законодательства. Проблема  состоит  в  том, является  ли  аннулирование  лицензии  юридического  лица  на  осуществление  определенной  деятельности(к  примеру, производство  взрывчатых  веществ, лекарственных  препаратов  и  так  далее)  основанием  для  его  ликвидации, есть  ли  основания  для  ликвидации  в  случае, когда  юридическое  лицо  осуществляет  несколько  видов  деятельности  и  лицензия  на  один  из  них  аннулирована, как  поступить  суду  в  ситуации, когда  юридическое  лицо  в  своей  деятельности  допускает  неоднократные  или  грубые  нарушения  закона, иных  нормативно-правовых  актов, однако  является  единственным  торговым  предприятием  в  населенном  пункте  и  его  ликвидация  может  вызвать  негативные  последствия  для  проживающих  там  граждан. Законодательством  эти  вопросы  не  урегулированы, их  разрешение – это  вопрос  судебной  практики.

    Положением  о  государственной  регистрации  и  ликвидации (прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденным  Декретом  Президента  РБ  от  16.03.1999  №11 «Об  упорядочении  государственной  регистрации  и  ликвидации (прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования»  в  редакции  Декрета  Президента  РБ  от  16.11.2000  №22, дополнен  перечень  оснований  ликвидации  юридического  лица, указанный  в  ГК, применительно  к  коммерческим  организациям. Согласно  пункту  41.2  Положения, коммерческая  организация  может  быть  ликвидирована  по  решению  хозяйственного  суда, помимо  оснований, предусмотренных  ГК, по  следующим  основаниям:

- сокрытие(занижение) прибыли(доходов)  и  других  объектов  налогообложения  в  течение  12  месяцев  подряд.

   Под  сокрытием  следует  понимать  умышленное  или  неумышленное  уменьшение  прибыли(дохода)  или  иного  объекта  налогообложения  в  результате неправильного  отражения  в  расчетах, бухгалтерском  учете, отчетности, балансе: затрат, относимых  на  себестоимость  продукции(работ, услуг) и  издержки  обращения; полученной  выручки  и  валовых  доходов  как  по  основной  деятельности, так  и  по  мероприятиям, по  которым  доходы  облагаются  налогом   на  доходы; стоимости  и  объемов  иных  объектов  налогообложения, а  также  в  результате  других  нарушений  в  ведении  бухгалтерского  учета. Заниженная  сумма  прибыли, рассчитываемая  для  исчисления  налога  на  прибыль, только  из-за  завышения  льгот  по  расчетам  рассматривается  как  сокрытие, занижение  иного  объекта  налогообложения.

- наличие  убытков  по  итогам  второго  и  последующих  финансовых  годов  и  ненаправления  коммерческой  организацией, за  исключением  сельскохозяйственного  производственного  кооператива, в  течение  3  месяцев  по  окончании  финансового  года  регистрирующему  и  налоговому  органам  сообщений  о  причинах  возникновения  убытков;

- наличие  задолженности  по  платежам  в  бюджет  и  государственные  целевые  бюджетные  и  внебюджетные  фонды  более  6  месяцев  подряд  с  даты  образования  задолженности  коммерческой  организации, за  исключением  сельскохозяйственного  производственного  кооператива;

- уменьшение  стоимости  чистых  активов  коммерческой  организации  по  результатам  второго  и  каждого  последующего  финансового  года  ниже  установленного  законодательством  минимального  размера  уставного  фонда[10].

    Постановление  Совета  Министров  от  22.11.1999  №1825 «О  нормативном  регулировании  понятия  «чистые  активы»  указывает, что  чистые  активы – это  величина, определяемая  путем  вычитания  из  суммы  активов  юридического  лица, принимаемых  к  расчету, суммы  его  пассивов, принимаемых  к  расчету.

    Активы, принимаемые  к  расчету, - это денежное  или  неденежное  имущество  юридического  лица, в  состав  которого  включаются  по  балансовой  стоимости: основные  средства; нематериальные  активы; незавершенное  строительство; долгосрочные  и  краткосрочные  финансовые  вложения, за  исключением  балансовой  стоимости  собственных  акций, выкупленных  у  акционеров; запасы; дебиторская  задолженность, за  исключением  задолженности  участников(учредителей)  по  их  взносам  в  уставный  фонд(капитал); прочие  активы.

    Пассивы, принимаемые  к  расчету, - это  обязательства  юридического  лица, в  состав  которых  включаются: целевые  финансирование  и  поступления; заемные  средства; кредиторская  задолженность; расчеты  по  дивидентам; доходы  будущих  периодов; резервы  предстоящих  расходов  и  платежей; прочие  пассивы[12].

    Вынести  решение  о  ликвидации  вправе  соответствующий  регистрирующий  орган  в  случаях:

- нарушения  сроков  регистрации  акций, установленных  законодательством.

    Так,  пункт 26  Положения  о  порядке  эмиссии, регистрации  и  размещения   ценных  бумаг  на  территории  Республики  Беларусь, утвержденного  Постановлением  Государственного  комитета  по  ценным  бумагам  от  27.06.2000  №12-П, предусматривает, что  вновь  созданное  акционерное  общество  должно  представить  документы, необходимые  для  регистрации  акций  в  Государственный  комитет  по  ценным  бумагам  в  течение  одного  месяца  с  момента  государственной  регистрации, а  совместное  предприятие  и  акционерное  общество, зарегистрированные  в  свободной  экономической  зоне,- в  течение  одного  месяца  со  дня  получения  свидетельства  о  полном  формировании  уставного  фонда. При  увеличении  уставного  фонда  путем  дополнительного  выпуска  акций  документы  для  их  регистрации представляются  в  указанный  комитет  в  течение  одного  месяца  со  дня  государственной  регистрации  внесенных  изменений  в  учредительные документы. Такой  же  срок( 1 месяц  с  момента  регистрации) установлен  и  для  открытых  акционерных  обществ, создаваемых  в  процессе  разгосударствления  и  приватизации[15].

- нарушение  сроков  и  порядка  формирования  минимального  размера  уставного  фонда, предусмотренного  в  соответствии  с  законодательством.

    Согласно  пункту 42.4  Положения  о  государственной  регистрации  и  ликвидации(прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденного  Декретом  Президента  от  16.03.1999  №11, на  момент  осуществления  государственной  регистрации  уставный  фонд:

-         банков, небанковских  кредитно-финансовых  организаций, акционерных  обществ, унитарных  предприятий, основанных  на  праве  хозяйственного  ведения, за  исключением  унитарных  предприятий  сроки  формирования  минимального  размера  уставного  фонда  которых  устанавливается  Правительством,- должен  быть  сформирован  полностью;

-         полных  и  коммандитных  товариществ, обществ  с  ограниченной  ответственностью, обществ  с  дополнительной  ответственностью – должен  быть  внесен  не  менее  чем  на  половину;

-         производственных  кооперативов(в  том  числе  сельскохозяйственных  производственных  кооперативов), крестьянских(фермерских)  хозяйств – должен  быть  внесен  не  менее  чем  на  10%.

Оставшаяся  часть  уставного  фонда  указанных  юридических  лиц  должна  быть  внесена  в  течение  года  со  дня  государственной  регистрации[10].

    Контроль  за  формированием  уставного  фонда  осуществляют  инспекции  Государственного  налогового  комитета.

- неосуществления  предусмотренной  учредительными  документами  предпринимательской  деятельности  в  течение  6  месяцев  подряд  и  ненаправления  коммерческой  организацией  регистрирующему  и  налоговому  органам  сообщений  о  причинах  неосуществления  такой  деятельности[10].

    Регистрирующий  орган  также  вправе  вынести  решение  о  ликвидации  юридического  лица, если  имеются  соответствующие  основания, указанные  в  пункте  41.3  Положения  о  государственной  регистрации  и  ликвидации(прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования, утвержденного  Декретом  Президента  РБ  №11:

·        нарушение  сроков  и  порядка  формирования  минимального  размера  уставного  фонда, предусмотренного  в  соответствии  с  законодательством;

·        неосуществление  предпринимательской  деятельности  в  течение  6  месяцев  подряд  и  ненаправление  коммерческой  организацией  налоговому  органу  сообщения  о  причинах  неосуществления  такой  деятельности;

·        препятствие  собственником  имущества  частного  унитарного  предприятия, местонахождением  которого  является  жилое  помещение, проведению  соответствующих  проверок  уполномоченными  органами.

    При  наличии  указанных  выше  оснований  представление  о  ликвидации  регистрирующему  органу(а  в  отношении  организаций  с  иностранными  инвестициями – заявление  в  хозяйственный  суд) могут  направлять  органы: Комитета  государственного  контроля; Государственного  налогового  комитета; Государственного  комитета  финансовых  расследований – и  иные  уполномоченные  органы(прокуратуры, внутренних  дел, Министерства  статистики  и  анализа, Комитета  государственной  безопасности)[10].

    Регистрирующий  орган  обязан  согласовывать  ликвидацию  коммерческих  организаций, акции(доли) которой  находятся  в  государственной  собственности, с  республиканским  органом  государственного  управления  или  местным  исполнительным  и  распорядительным  органом, уполномоченным  управлять  соответствующим  государственным  имуществом [10].

    Примечательно, что  российский  законодатель  несколько  по-иному  регулирует  вопросы  ликвидации  юридического  лица. В  частности, ГК  РФ  в  статье 61  четко  определяет, что  «юридическое  лицо  может  быть  ликвидировано:

  • по  решению  его  учредителей(участников)  либо  органа  юридического  лица, уполномоченного  на  то  учредительными  документами, в  том  числе  в  связи  с  истечением  срока, на  который  создано  юридическое  лицо, с  достижением  цели, ради  которой  оно  создано;
  • по  решению  суда  в  случае  допущенных  при  его  создании  грубых  нарушений  закона, если  эти  нарушения  носят  неустранимый  характер, либо  осуществления  деятельности, запрещенной  законом, либо  с  иными  нарушениями  закона  или  иных  правовых  актов, либо  при  систематическом  осуществлении  общественной  или  религиозной  организацией(объединением), благотворительным  или  иным  фондом  деятельности, противоречащей  его  уставным  целям, а  также  в  иных  случаях, предусмотренных  настоящим  Кодексом» [2].

Таким  образом, в  российском  законодательстве  отсутствует  возможность  ликвидации  юридического  лица  по  решению  регистрирующего  органа. Сложно  определить, какой  из  подходов – белорусский  или  русский -  более  обоснован. Думаю,  каждый  из  законодателей  сделал  свой  выбор, исходя  из  целого  ряда  причин. Дело  в  том, что  в  РФ  дела  о  ликвидации  юридических  лиц  рассматриваются  преимущественно  арбитражными  судами. В  РБ  такие  дела  подсудны  хозяйственным  судам, которые  на  сегодняшний  день  находятся  в  тяжелом  положении  ввиду  огромного  количества  дел, подлежащих  рассмотрению. Поэтому,  установив  возможность  принятия  решения  о  ликвидации  юридического  лица  со  стороны  регистрирующего  органа, белорусский  законодатель  тем  самым  снизил  нагрузку  на  хозяйственные  суды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты