Лишение свободы как уголовное наказание

Введению пожизненного лишения свободы в современной России предшествовали острые дискуссии, в ходе которых выявлялись прямо противоположные подходы к условиям и порядку исполнения данного вида лишения свободы. Единого понимания социальной значимости данного института в ходе дискуссии достичь так и не удалось.

В отличии от зарубежной практики этот вид лишения свободы практически неизвестен современному российскому законодательству. Хотя ранее в истории Российского государства имело место наказание в виде пожизненного лишения свободы. Так, например, в эпоху Петра 1 по Воинскому уставу с артикулом 1716 года (в части уголовного права, распространявшимся и на гражданских лиц) предусматривалось наказание в виде пожизненной каторги и ссылки на каторжные работы. Приговоренных к пожизненной каторге и ссылке лишали политических, семейно-брачных и имущественных прав. Приговоренный же к временной ссылке сохранял свои гражданские права.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О внесении изменений в ст. 24 УК РСФСР» от 17.12.92 года в российское уголовное законодательство введен институт пожизненного лишения свободы в порядке помилования лица, приговоренного к смертной казни. Уголовный кодекс 1996 года в статье 57 закрепил существование этого института в качестве альтернативы смертной казни.

Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы предусмотрено в пяти санкциях УК РФ - и только вместе со смертной казнью -равно как и смертная казнь упоминается лишь в этих санкциях Особенной части УК (ст.ст.105, 277, 295, 317, 357, УК РФ ). Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни имеет серьезные преимущества: с одной стороны, общество ограждено от преступника, с другой - если произошла судебная ошибка, ее всегда можно исправить. Таким образом, законом теперь предусмотрена и фактически действует возможность назначения лишения свободы пожизненно и в порядке помилования лица, приговоренного к смертной казни, что подразумевает, естественно, реализацию этого правового института в практике органов, исполняющих данный вид наказания.

Если в УК РСФСР 1922 г. было 16 статей, в которых предусматривалось наказание в виде смертной казни, то УК РСФСР 1926 г. - 12 , в УК РСФСР 1960 г. - 32 статьи, а в УК РФ 1996 г. - 5 . Если же взять практику ее применения, то этот вид наказания применяется крайне редко и только к таким преступникам, которые совершили особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека. За последние 5 лет в России ежегодно к этому наказанию приговаривается 140-160 человек .

По действующему уголовному законодательству наказание в виде смертной казни предусмотрено санкциями статей УК РФ, устанавливающих ответственность за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт) (ст. 277 УК РФ ), посягательство на жизнь лица, осуществлявшего правосудие или предварительное расследование, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решением суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст.317 УК РФ), за действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы (геноцид) (ст. 357 УК РФ).

Ни в одном случае смертная казнь не является абсолютно определенной мерой. Если санкция статьи предусматривает смертную казнь, эта мера наказания дается в альтернативе с лишением свободы на определенный срок или с пожизненным лишением свободы. У суда всегда есть возможность выбора. Поэтому смертная казнь назначается только в исключительных случаях.

Для того чтобы вынести приговор о смертной казни, суд должен установить исключительную общественную опасность преступления, совокупность особых обстоятельств, отягчающих наказание, а также принять во внимание данные о личности преступника, который представляет опасность для общества.

При назначении наказания суд обязан учесть степень осуществления преступного намерения и, если преступление не было доведено до конца, то выяснить причины, в силу которых это произошло. Смертная казнь, как правило, применяется лишь при оконченном преступлении, но не исключены случаи применения ее и тогда, когда преступление не было окончено и преступный результат не наступил по обстоятельствам, не зависящим от преступника.

Ограничения в применении смертной казни касается женщин, лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, а также мужчин, достигших к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Санкции всех указанных статей предусматривают альтернативу - лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Только в санкции одной статьи (ч. 2 ст. 105 УК ) минимальный срок лишения свободы установлен в 8 лет, в остальных - 12, максимальный в этой же статье - 20 лет, в остальных - 25 лет либо пожизненное лишение свободы.

Лица, осужденные к пожизненному лишению свободы и которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, содержатся в колониях особого режима. Условия отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы существенно отличаются от иных условий, относящихся к другим категориям осужденных. Пожизненно осужденные проживают в камерах, как правило, не более чем по два человека. Их труд организуется также в соответствии с требованиями камерного содержания, не менее 10 лет (первых) они обязаны находиться в строгих условиях отбывания наказания. Со строгих условий на обычные осужденные переводятся при отсутствии взысканий за нарушения режима отбывания наказания. Отбыв в обычных условиях не менее десяти лет при отсутствии взысканий, осужденный может быть переведен в облегченные условия отбывания наказания.

В целом условия отбывания наказания в данных исправительных учреждениях являются исключительно суровыми, и немалое число осужденных к пожизненному лишению свободы переносят их крайне болезненно, иногда сводят счеты с жизнью путем самоубийства, а зачастую обращаются с просьбами о применении к ним расстрела. В современное время трудно вести речь о целесообразности смягчения условий отбывания наказания данной категории лиц, прежде всего потому, что подобных колоний в России единицы, опыта их работы нет. Да и вообще идет речь об отмене смертной казни. Если смертная казнь будет отменена, тогда вряд ли будет целесообразным смягчать режим отбывания пожизненного лишения свободы опасным преступникам: общепредупредительная роль данного вида уголовного наказания хотя бы таким образом будет восполнять отсутствие смертной казни.

При лишении свободы исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры осуществляют применение к осужденным принудительных или обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 97 УК РФ и ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение об их принудительном лечении. Его обязана осуществлять администрация указанных выше учреждений во время отбывания данными лицами наказания. Обязательное медицинское лечение применяется также по решению суда в отношении осужденных, больных токсикоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных, а также осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания. Однако помещение таких больных в арестные дома или исправительные центры вряд ли целесообразно. Представляется, что было бы правильно закрепить в нормативном порядке возможность помещения таких лиц в лечебные исправительные учреждения с условиями содержания их на общем тюремном режиме. Там им может быть оказана всесторонняя медицинская помощь и отпадает необходимость перевозить их по всей стране.


3.2 Ограничения в назначении пожизненного лишения свободы


В правовом государстве человек, его права и свободы провозглашены самой высшей ценностью. Их признание и обеспечение соответствующими гарантиями - важнейшая обязанность государства. В свою очередь именно суд является одним из органов, осуществляющих реализацию этих гарантий и защиты прав от имени государства от различных посягательств и нарушений.

Только справедливое наказание может достичь своих целей. Наказание должно пройти через сознание осужденного, должно восприниматься им как кара за содеянное. Слишком мягкое наказание подрывает авторитет уголовной юстиции, вызывает у осужденного чувство безнаказанности. Слишком суровое наказание может подорвать авторитет власти, вызывает у осужденного чувство беззакония и расправы.

Суд, который обязан с учетом данных о личности назначить наказание виновному, зачастую не имеет тех сведений которые были собраны на предшествующих стадиях. В свою очередь, он не информирует исправительно-трудовое учреждение о личности осужденного (помимо данных, содержащихся в приговоре), и там эта работа начинается заново. Исправительно-трудовые учреждение не всегда и не в полной мере передают информацию об особенностях личности освобождаемого в органы милиции по месту его будущего жительства.

Возникают многочисленные предложения о необходимости «принять более строгие законы». Однако изменение уголовного законодательства, связанное только или главным образом с повышение санкций, не может устранить указанных недостатков: иногда оно только усиливает их, потому что чрезмерная строгость санкций, преломляясь через психологию граждан (да и самих работников юстиции), начинает компенсироваться более широким применением мер общественного воздействия или назначением судом наказаний ниже низшего предела санкции. А это означает, что уголовный закон применяется еще реже и оценивается как неэффективный.

В новом Уголовном кодексе Российской Федерации изменилась идеологическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующегося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках, что обусловлено переходом к демократическому правовому обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. В центре оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, охрана его собственности. В новом Уголовном кодексе последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений.

Принятая в новом УК РФ система назначения наказаний ориентирована на то, чтобы более суровые из них могли применяться только в случаях, когда исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений невозможно при применении более мягких видов наказания. На это указывается в ч. 1 ст. 60 УК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты