Лизинг: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ
Министерство образования РФ
Иркутский государственный университет
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гражданского права
ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ.
Дипломная работа
Студента 5 курса
Допущена к защите Дневного бюджетного отделения
_________________ Комарова Михаила Владимировича
И.О. зав. кафедрой Научный руководитель
Д.ю.н. профессор Ровный В.В. Чашкова Светлана Юрьевна
Работа защищена “__”__________2001 г.
Протокол № ______________
С оценкой_________
Иркутск 2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЛИЗИНГА……………………..5
§ 1. Возникновение и значение договора лизинга…………………………………………5
§ 2. Виды договора лизинга……………………………………….………………………...8
§ 3. Субъекты лизинга ……………………….………... …………………………………..14
§ 4. Права и обязанности сторон по договору лизинга……………………..…………….25
§ 5. Правовая природа договора лизинга……………………………………………..……29
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА…….33
§ 1. Этапы развития лизинговой деятельности в России……………….…………………33
§ 2. Правовые основы лизинга в РФ………………………………………………………..38
§ 3. Законодательство о лизинге в зарубежных странах………………….……………….42
§ 4. Международная унификация лизинга …………………………………………………46
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА…………………………………………………….……48
§1. Проблемы в развитии законодательства о лизинге………………………….………...49
§2. Перспективы развития лизинга…………………………………..……………………..54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………………..62
Приложение №1……………………………………………………………………..………60
Приложение № 2…………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………...……..64
ВВЕДЕНИЕ.
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.[1] Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЛИЗИНГА.
§ 1. Возникновение и значение договора лизинга.
Конструкция лизинга (как и сам термин) пришла в Европу, а затем распространилась по всему миру из США. Поскольку этот термин иностранного происхождения, при его использовании возникает немало трудностей.
Термин лизинг произошёл от английского глагола “to lease”, что означает “нанимать”, “брать в аренду”. В английском юридическом языке словом “leasing” обозначается и традиционная сдача имущества в аренду, и собственно лизинг как разновидность аренды[2]. Именно последнее значение получило более широкое распространение в мире.
В отдельных национальных законодательных актах были сделаны попытки присвоить отношениям лизинга оригинальное название. Так в Королевском постановлении Бельгии вводится понятие “договор найма-финансирования” и “сдача в аренду”. [3]
В начале CIC в. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможность таких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они включали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по окончании срока лизинга. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи.
В США, как и в Англии, лизинг начал развиваться в области железнодорожного транспорта. Отцом американского лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Убедившись в том, что эта форма таит в себе многие, ещё не раскрытые возможности, он стал организатором известнейшей американской лизинговой компании “United States Leasing Corp.”.[4]
Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.
Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost - plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.
Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей.
В СССР с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.
В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры на зарубежные рынки. В 1959 г. “United States Leasing Corp.” учредила филиал в Канаде. Так начиналось превращение лизинговых компаний в транснациональные компании.
Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.
1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать”).[5]
В условиях жёсткой конкуренции за внутренние и внешние рынки всё более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз и может удовлетворить эти дополнительные требования потребителей, с одной стороны, и повысить прибыль лизинговых фирм за счёт расширения круга клиентуры- с другой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12