ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

В лизинге возрастает роль банков. Участие банка может быть прямым, если он непосредственно сдаёт машины и оборудование во временное пользование, и косвенным, например предоставление ссуд лизинговым компаниям. В этом случае банк выступает как поставщик кредита.

Необходимо учитывать, что при лизинговых сделках очень важно осуществлять страхование не только имущественных рисков, но и рисков возврата лизинговых платежей.

Страховые компании, как и банки, участвуют в прямом лизинге, т.е. сами сдают оборудование во временное пользование; их участие может быть и косвенным. Если устав страхового общества не позволяет вкладывать деньги в движимое имущество, то они нередко создают посреднические организации.

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

По мнению президента Российской ассоциации лизинговых компаний, генерального директора ЗАО «Балтийский лизинг» В.Н. Голощапова, можно выделить четыре основных варианта организации лизинга:

·             Лизинговые компании, созданные в структуре банков;

·             Универсальные лизинговые компании, учреждаемые банками;

·             Специализированные лизинговые компании, организуемые крупными производителями машин и оборудования и лизингующие часть выпускаемой продукции;

·             Лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставках и обслуживании техники.[22]

В российских условиях выделяется еще два варианта организации лизинга.

 — Лизинговые компании, создаваемые министерствами и ведомствами для решения узких внутриведомственных задач. В этом случае ресурсы лизинговых компаний получаются из государственного или местного бюджета (как это сделано для развития лизинга комбайнов российского производства).

— Лизинговые компании, созданные иностранными инвесторами.

Первые два варианта характерны в основном для финансового лизинга, последние два — для оперативного.

Любой из  субъектов  лизинга  может  быть  резидентом  Российской Федерации,  нерезидентом  Российской   Федерации,   а   также   субъектом предпринимательской  деятельности  с  участием  иностранного   инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования, инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания, государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики, и, наконец, банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуацией, сложившейся в России на данном этапе, заключается в следующем:

Для государства. При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особую актуальность.

— Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.

— Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

— Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, эффективно управлять процессом совершенствования их отраслевой структуры, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических задач.

Для лизингополучателя.

— При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.

— Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя.  В ст. 12 Закона «О лизинге» законодательно решён вопрос об учёте предмета лизинга. Здесь говорится, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон. При осуществлении оперативного лизинга предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

— Первого июля 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 661 были приняты с “Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.[23] Следствием из этого постановления является снижение размеров платежей налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции. (Пункт 2).

— Согласно Федеральному закону “О лизинге” ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.

— У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.

— В договоре лизинга можно предусмотреть использование более удобных, гибких схем погашения задолженности.

—    Ко всем перечисленным случаям можно добавить и вариант, при котором сам банк становится лизингополучателем. Это весьма выгодно для банка, т. к. при этом облегчается баланс банка, что в свою очередь положительно отражается на экономических показателях, характеризующих банковскую деятельность. Например, при лизинге стоимость незавершенного производства постепенно включается в себестоимость и не будет пагубно влиять на категорию “капитал” и, следовательно, на расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитных организаций.

—    Для малых предприятий, а также иных хозяйствующих субъектов которым срочно требуются значительные объёмы оборотных средств, наиболее подходит возвратный лизинг.

Для предприятия, ранее владевшего этой собственностью, важно, став лизингополучателем, продолжать пользоваться своей прежней собственностью на новых условиях лизинга. В финансовом отношении это напоминает  заёмную операцию, при которой расчёты производятся согласованному графику лизинговых платежей. В случае же предоставления займа под залог финансовая компания рассчитывала бы на получение серии равновеликих платежей, достаточных как для погашения займа, так для получения заимодавцем обусловленной ставки за инвестированную сумму.

Важным преимуществом возвратного лизинга является использование уже находящегося в эксплуатации оборудования в качестве источника финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого возможностью использовать налоговые льготы, предоставляемые участникам лизинговых операций. Возвратный лизинг даёт возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими затратами, чем при привлечении банковских ссуд, особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его уставным капиталом и заёмными фондами.

Для лизингодателя.

— Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

— До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.

— В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

— Лизингодателем передается лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

— Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

— Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

Для продавцов лизингового имущества.

— В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

Понятие лизинга вошло в российскую официальную финансовую лексику на рубеже 1989 — 1990 годов, когда в лицензиях коммерческих банков на право осуществления банковских операций был введен лизинг как вид банковской деятельности по предоставлению банковских услуг. Лизинг стал находить отражение и в некоторых нормативных документах, регулирующих банковскую деятельность. Банки оценили целесообразность использования в своей практике лизинговых операций по-разному.

На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил. Этому способствовал ряд причин:

1. Для банков (в основном средних и мелких) всегда является обременительным введение нового департамента в свою и без того сложную организационную структуру.

2. Специфика лизинговой деятельности трудно  вписывается  в деятельность банка. Нужна специальная квалифицированная экспертиза, новые маркетологи, менеджеры.

3. Неудобства в бухгалтерском учете, связанные с обобщением информации о лизинговом имуществе, амортизации лизингового имущества, лизинговых платежей.

4. Лизинговое имущество, находясь на балансе коммерческого банка, утяжеляет его, тем самым приводит к ухудшению экономических нормативов деятельности банка. Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 1996 год была введена в действие Инструкция №1 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”. Этой инструкцией были установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Эта инструкция послужила точкой отсчета для фактического сворачивания лизинговых отделов в структуре коммерческих банков России, т.к. исходя из этих нормативов на много выгоднее вместо того, чтобы держать объекты лизингового договора на балансе (ухудшая показатели), кредитовать лизинговую компанию, созданную банком (улучшая показатели).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты