Лизинговые отношения как предмет гражданско-правового регулирования

Итак, договор финансовой аренды (лизинга) является:

-         предпринимательским, основанным на инвестировании финансовыми средствами лизингодателем лизингополучателя;

-         взаимным;

-         консенсуальным;

-         возмездным.

         Договор финансовой аренды (как и любой другой договор) считается заключённым, если сторонами, в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора лизинга прежде всего относится условие о предмете договора (имуществе, подлежащем передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга), условия, которые необходимы для договора данного вида в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» (условие о продавце лизингового имущества), а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К основным элементам договора финансовой аренды (лизинга) относятся:

-         стороны договора;

-         предмет договора (который надо отличать от предмета лизинга);

-         содержание договора (права и обязанности сторон);

-         форма договора.

Правовое регулирование договора финансовой аренды (и лизинга в целом) осуществляет Гражданский кодекс Российской Федерации (Общая часть, Глава 35, § 6 Главы 35) и специальный Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)». Во исполнение и на основании этих законов федеральные органы исполнительной власти и Президент Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лизинговые правоотношения. Органы власти субъектов Федерации (а тем более местного самоуправления) в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут принимать какие-либо нормативные акты, имеющие обязательные предписания для участников лизинга. Международный лизинг осуществляется в соответствии с Конвенцией УНИДРУА О международном финансовом лизинге.

До внесения соответствующих изменений в январе 2002 года Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)» во многом противоречил Гражданскому кодексу и даже Конституции Российской Федерации. Теперь можно с уверенностью сказать, что современное российское лизинговое законодательство имеет достаточно стройную систему.

Вместе с тем, говоря о правовом регулировании лизинговой деятельности, нельзя не признать, что в действующем законодательстве, регулирующим лизинг всё ещё сохраняются некоторые недостатки.

         1. Самый главный их них – противоречие ст. 13 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)», которая позволяет лизингодателю бесспорно, в административном порядке списывать денежные средства лизингополучателя с его банковского счёта, при неперечислении им лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежей, конституционному принципу судебного отчуждения имущества. Разумеется, защищать интересы лизингодателя нужно, но при этом нельзя нарушать Конституцию Российской Федерации. Как мне кажется, законодатель должен внести исправления в Закон, не дожидаясь, пока Конституционный суд Российской Федерации по обращению заинтересованных лиц признает данное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации.

         2.  Помимо этого, по моему мнению, в действующее законодательство должны быть внесены следующие изменения и дополнения:

1)     Из текста п. 1 ст. 22 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» исключить положение об ответственности лизингополучателя за имущественный ущерб, возникающий при монтаже оборудования, являющегося предметом лизинга, так как на практике монтажом оборудования, сдаваемого в лизинг, чаще всего занимается лизингодатель, продавец или специализированная организация, которые и должны нести имущественную ответственность до тех пор, пока оборудование не будет сдано в эксплуатацию лизингополучателю.

          3.   Расширить перечень субъектов лизинга, данный в ст. 4 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» или, по крайней мере, сделать его открытым, так как в реальности субъектами лизинга может быть большее количество потенциальных участников лизинговых правоотношений.

4.     В ст. 8 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» термин "сублизинг" заменить на "субаренду предмета лизинга", так как упоминаемый в Законе сублизинг, является с точки зрения гражданского законодательства ничем иным как обыкновенной субарендой лизингового имущества.


         В заключение моей работы хочу ещё раз подчеркнуть огромную значимость лизинга для российской экономики и сделать вывод: на сегодняшний день в Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) как гражданско-правовой институт уже сложилась. Хотя по сравнению с экономически развитыми странами удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в российскую экономику пока ещё ничтожно мал, потенциал у финансовой аренды огромный. Лизинг имеет множество преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми экономическими институтами, из которых основным является то, что:

1.        лизинг даёт возможность получить оборудование во владение и пользование без его полной оплаты;

2.        благодаря лизингу можно организовать новое производство без мобилизации необходимых крупных финансовых ресурсов;

3.        благодаря лизингу есть возможность модернизации производства без привлечения заёмного капитала;

4.        при лизинге есть возможность опробовать оборудование до его полной оплаты или использовать оборудование только в течение периода, когда оно необходимо.

         Именно лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Лизинг – более выгодный способ приобретения (пользования) оборудования по сравнению с его покупкой или обычной арендой. Поэтому можно с уверенностью предположить - количество заключаемых лизинговых договоров российскими предпринимателями будет возрастать из года в год и, в конце концов, удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций достигнет уровня ведущих, успешно развивающихся стран. Что в конечном итоге приведёт к обновлению основных средств и материально-технической базы предприятий российских предпринимателей, и как следствие к экономическому росту нашего государства.


 

























БИБЛИОГРАФИЯ


Список нормативных правовых актов:


1.                 Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 года // Собрание законодательства РФ, 1999, №32, ст. 4040.

2.                 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3.                 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон №95-ФЗ от 24 июля 2002 года // Собрание законодательства РФ, 2002, №30, ст. 3012).

4.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I от 30 ноября 1994 года в ред. от 21.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст. 3301; Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 17.12.1999 // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 411; Часть III от 26 ноября 2001 года // Собрание законодательства РФ, 2001, №49, ст. 4552).

5.                 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I от 31 июля 1998 года в ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002 // Собрание законодательства РФ, 1998, №31, ст. 3824 и Часть II от 05 августа 2000 года в ред. от 24.07.2002 // Собрание законодательства РФ, 2000, №32, ст. 3340).

6.                 Таможенный кодекс Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года №5221-1 в ред. от 30.06.2002 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 05.08.1993, №31, ст. 1224).

7.                 Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального Закона от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ в ред. от 21.03.2002 с изм., внесёнными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 февраля 1999 года №4-П // Собрание законодательства РФ, 1996, №6, ст. 492.

8.                 Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в ред. от 21.03.2002 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18.04.1991, №16, ст. 499.

9.                 Закон Российской Федерации от 26 июня 1991 года №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в ред. от 19.06.1995, с изм. и доп. от 25.02.1999 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 18.07.1991, №29, ст. 1005.

10.            Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 года №2872-1 «О залоге» с изм. от 16.07.1998 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 11.06.1992, №23, ст. 1239.

11.            Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» в ред. от 27.02.2003 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, 1992, №45, ст. 2542.

12.            Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» в ред. от 28.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1996, №48, ст. 5369.

13.            Федеральный Закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ред. от 11.04.2002 // Собрание законодательства РФ, 1997, №30, ст. 3594.

14.            Федеральный Закон от 16 января 1998 года №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // Российская газета от 12 февраля 1998 года.

15.            Федеральный Закон от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в ред. от 11.02.2002 // Собрание законодательства РФ, 20.07.1998, №29, ст. 3400.

16.            Федеральный Закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. Федерального Закона от 29 января 2002 года // Российская газета от 5 ноября 1998 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты