- оказание неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
- участие в качестве поверенных третьих лиц в делах государственной организации, в которой они состоят на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;
- использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей;
- отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
- требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
- нарушение (в личных, групповых и иных внеслужебных интересах) установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию;
- создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
- делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;
- требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.
Обязательства государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, оформляются письменно, преимущественно посредством трудового договора (контракта).
Так, государственный служащий, заключая контракт, на основании ст. 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», а также Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, и п. 3 Примерной формы контракта с государственным служащим, принимает на себя следующие обязанности:
- не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, не оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
- не принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;
- не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- не заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
- не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
- не принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров;
- не пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
- не использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
- не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах;
- передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как подчеркивалось выше, многогранность государственной службы не позволяет законодателю в одном законодательном акте предусмотреть исчерпывающий перечень ограничений для государственных служащих. Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой (п. 2 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»).
Указанные ограничения для государственных служащих во многом совпадают с ограничениями, предусмотренными ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией». Сходство норм прослеживается также при постановке вопроса об ответственности государственных должностных и приравненных к ним лиц, нарушивших обязательство по соблюдению ограничений, что также влечет освобождение от занимаемых должностей.
3.Выяснить, в чем конкретно выразились виновные действия работника и неисполнение принятых обязательств. Для этого необходимо исследовать трудовой договор (контракт), должностные инструкции, другие документы, в которых устанавливаются обязанности по выполнению государственных функций рассматриваемых категорий служащих - государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Наряду с перечисленными документами доказательствами по данной категории дел являются:
- приказы о приеме и об увольнении;
- доказательства о факте неподписания либо нарушения работником письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.
Увольнение по п. 5 ст. 47 Трудового Кодекса не является мерой дисциплинарного взыскания. Это означает, что на нанимателя не возлагается обязанность соблюдения сроков, предусмотренных ст. 200 Трудового Кодекса для наложения мер дисциплинарных взысканий и других процедурных правил, связанных с увольнением как мерой дисциплинарного взыскания. При применении данного основания прекращения трудового договора (контракта) не требуется обеспечивать увольняемому гарантии, предусмотренные Трудовым Кодексом: увольнение работника по п. 5 ст. 47 Трудового Кодекса осуществляется без уведомления профсоюза (ст. 46 Трудового Кодекса) и без выплаты выходного пособия (ст. 49 Трудового Кодекса).
Приложение 1
ПРИКАЗ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ЗА НЕПОДПИСАНИЕ РАБОТНИКОМ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ, ПИСЬМЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ
____________________________
(наименование предприятия)
ПРИКАЗ
________________ N _______________
__________________________________
(место издания)
ОБ УВОЛЬНЕНИИ С РАБОТЫ
_____________________________________________________________
(Ф.И.О.)
_____________________________________________________________
(наименование должности, профессии, разряд по ЕТС)
_____________________________________________________________
(наименование структурного подразделения)
уволить ________________ за неподписание письменных обязательств (дата)
по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Основание: отказ _____________________________________ от (фамилия, инициалы работника)
подписания соответствующих письменных обязательств.
Руководитель предприятия ___________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Визы _______________________________________________________________
С приказом ознакомлен: _____________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
"___" ____________ ____ г.
Приложение 2
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО государственного служащего по выполнению мер по предупреждению коррупции Я, нижеподписавшийся, ____________________________________________________ (ФИО) _____________________________________________________________________________ состоя (поступая) на службе (у) в _________________________________________________ (наименование органа управления здравоохранения, __________________________________________________________________должность государственного служащего) предупрежден, что согласно статье 22 Закона Республики Беларусь “О государственной службе в Республике Беларусь” от 14 июня 2003 г. № 204-З и Закону Республики Беларусь "О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией" от 26 июня 1997 г. №47-З мне запрещается:
1)заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
2)принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
3)занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
4)принимать участие в забастовках;
5)заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
6)выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
7)использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
8)принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;
9)пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
10)использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
11)иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
12) принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Обязуюсь также в случае передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в моей собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Я предупрежден, что нарушение предусмотренных настоящим обязательством требований служит основанием для освобождения меня от занимаемой должности.
_________________________ (собственноручная подпись) (фамилия, имя, отчество)
Дата заполнения письменного обязательства
Заключение
Несмотря на то, что официальная пропаганда утверждает о невысоком уровне коррупции, Республика Беларусь уже почти 10 лет осуществляет меры по активному искоренению коррупции. К этим мерам можно отнести издание различных законодательных актов, направленных в основном на борьбу с проявлениями коррупции, а не с ее предупреждением. Главным способом профилактики коррупции является распространение страха перед наказанием и действием карательных органов.
Подводя итог, нужно отметить, что, несмотря на различные меры государственной борьбы с коррупцией, в Республике Беларусь она продолжает усиливаться, затрагивая все новые области выполнения прав человека. Борьба с ней должна носить комплексный характер. Это значит, что для пресечения конкретных явлений коррупции надо использовать имеющиеся законодательные возможности, обращаясь за помощью к соответствующим структурам власти. Информация о случаях коррупции должна широко распространяться, даже в условиях закрытого пространства. Случаи коррупции должны предаваться огласке, их вскрытие должно быть предметом общественного обсуждения. Только открытость власти позволит эффективно бороться с коррупцией.
В данной курсовой очень подробно раскрыта тема, приведены примеры приказа и обязательства по предупреждению коррупции, очень подробно раскрыта суть Закона «О борьбе с коррупцией», который в свою очередь помогает установить круг лиц, который обязан подписывать обязательство по предотвращению коррупции. Здесь также изложены основные принципы борьбы с коррупцией, дано чёткое определение термина «коррупция», приведён чёткий перечень коррупционных правонарушений, приведён список государственных органов, которые осуществляют борьбу с коррупцией и др. Также в данной курсовой довольно подробно раскрыт п.5 ст.47 Трудового кодекса – «Неподписание либо нарушение работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции».
Список нормативно-правовых актов
1 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 8 июня 1999 г. одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2009 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009г.
2 Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» : принят Палатой представителей 23 июня 2006г., одобрен Советом Республики 30 июня 2006г., вступил в силу 20 июля 2006г.
3 3 Закон Республики Беларусь "О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией": от 26.06.1997 № 47-З.
4 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь": от 14.06.2003 № 204-З.
Список литературы
1 Василевич, Г.А. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Василевича Г.А. – Минск: Амалфея, 2003. – 1120 с.
2 Василевич, Г.А. Трудовое право: Учебник / В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 250 с.
3 Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Т.Н. Важенкова – Минск: УП «Молодежное», 2003.
4 Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / под общ. ред. Семенкова В.И. - Минск: Амалфея, 2002. – 672 с.