Местничество и проблема коррупции: исторические взаимосвязи и пути решения

Причины коррупции могут быть политическими, экономическими, идеологическими, управленческими, социокультурными и социально-психологическими. Г.А. Сатаров и его коллеги выделили из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции в современной России, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой, отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций, а также распад партийной системы контроля.[15]

В.М. Полтерович предлагает различать среди факторов, порождающих коррупцию, фундаментальные, коренящиеся в несовершенстве экономических институтов и экономической политики, организационные — «слабость государства» и социетальные, зависящие от предыстории и связанные с массовой культурой, особенно с нормами бюрократического поведения. [13; 30 - 39]

Современная Россия унаследовала во многом архаичную институциональную структуру, характеризовавшуюся, в первую очередь, зачаточной формой частной собственности, свободной цены и других экономических институтов, господством внеэкономических форм принуждения, что проявлялось в нормах законодательства (формальных правилах поведения), повседневной практике, поведении граждан на основе усвоенных формальных и неформальных правил, в определенных культурных традициях и ценностях, разделяемых основной частью населения [10; 25 - 32].

Наличие, отсутствие или степень коррупции в государстве зависит, прежде всего, и главным образом, от законодателя, определяющего и закрепляющего в законах политику государства, в том числе политику, характеризующую отношение государства к коррупции.

Слово «коррупция» прочно вошло в русский лексикон. О том, что это явление в наше время стало одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны, говорится с самых высоких трибун, обеспокоенность его распространением высказывают зарубежные наблюдатели. Например, член Еврокомиссии Пьер Дибман не так давно заявил, что жертвами злоупотреблений со стороны чиновничества сегодня являются все без исключения граждане России.

Бюрократические услуги составляют непосредственный элемент российских рынков. Действия представителей власти структурируют рыночные взаимодействия и связаны с воспроизводством асимметричных отношений неэкономического контроля и принуждения, сохранение же множества бюрократических барьеров выступает способом сохранения всеобщей зависимости от чиновников. Коррупция укоренена в хозяйственной жизни страны. Банальное взяточничество выступает всего лишь начальной формой взаимоотношений предпринимателя и чиновника.

Взяточничество не искоренено, как бы с ним не боролись. Словно метастазы, оно пронизывает все сферы жизни нашего общества. Неоднократно на страницах средств массовой информации можно прочитать заметки или статьи о таких преступлениях. Пугает то, что взятки берут в большинстве случаев государственные служащие, и что особенно печально, служащие правоохранительных органов, которые согласно Уголовному Кодексу, обязаны охранять право и правопорядок. Среди коррупционных преступлений этого уровня держат приоритет преступления, квалифицирующиеся как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы

С ростом масштабов бизнеса и укреплением взаимного доверия складывается система обмена услугами и неформальные контракт - отношения, утверждаются новые социальные нормы. Не все предприниматели следуют именно этим правилам. Имеет место дифференциация предпринимателей по характеру взаимоотношений с властными институтами [20; 56 - 59].

Родоначальником Бюрократии в России часто считают Петра I, а ее утвердителем и окончательным организатором — гр. Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, — а централизация порождает, бюрократию. Только исторические основы русской Бюрократии — иные в сравнении с бюрократиями Западноевропейскими. На Западе (за исключением Англии и Швейцарии) чиновничество сыграло видную историческую роль: оно соединило в одних руках раздробленную верховную власть и служило сплочению национальностей и государств. Бюрократия набиралась там из среднего класса, заключившего в свое время союз с королевскою властью для низложения феодализма. Французский легист был человек «худородный», враждебно относившийся к гордой провинциальной аристократии, которую он должен был обессилить. Не то было в России: наше дворянство вышло из среды бюрократии и было сословием по преимуществу служилым. Проследить влияние кровной связи между дворянством и чиновничеством на характер управления возможно лишь при изложении истории местного управления в Poccии.

Доктор юридических наук И. Л. Трунов в статье «Закон о борьбе с коррупцией или концепция административной реформы» отмечает: Существуют три наиболее известные концепции администрирования бюрократии: имперско-азиатская, веберовская и современная [19; 8]. Современная концепция, господствующая в разных формах в странах развитой демократии основана на веберовской с учетом достижений социологии, психологии, информационных технологий.

Веберовская концепция:

- иерархия структуры на базе должностной субординации;

- деятельность строго документирована;

- юрисдикция регламентирована;

- наличие знания в области администрирования;

- требование служить эффективно при любой политической ситуации.

Коррупция является следствием, но в то же время и причиной слабости государства. В ходе реформ в стране создана политическая система, в которой понятия правового государства и общественного блага являются вторичными по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством.

Ослабление или отсутствие социального контроля деятельности государственных должностных лиц ведет к криминализации органов государственной власти, что разрушает государственную систему изнутри, подрывает правосознание граждан, их доверие к власти, провоцирует общий рост преступности, в том числе организованной. Криминальное мышление в сферах государственной власти становится обыденностью.

Коммерциализация исполнения должностных обязанностей, трансформация групповой морали российской бюрократии в сторону развития группового эгоизма «наложилась» на традиции мздоимства и лихоимства, чиновного взяточничества. В массовом сознании чиновник не отделим от взятки, всевозможных поборов. Мелкая коррупция, так называемые подарки и подношения, вообще часто не замечаются обществом, рассматриваются как нечто традиционное, привычное в некоторых сферах [14].

Итак, в современных обществах, включая российское, коррупция представляет собой социальный институт, элемент системы управления. Это сложный социальный феномен. В то же время, это социальная конструкция, ибо общество определяет, что именно и при каких условиях рассматривается как коррупция. Проблема коррупции не столько правовая, сколько социально-политическая. С этой позиции надо рассматривать и основные антикоррупционные меры, среди которых, прежде всего, те, что направлены на ограничение власти и произвола бюрократии, повышение независимости бизнеса и граждан.


Глава III. Проблема коррупции: пути решения


На всем протяжении веков велась борьба с этим явлением. Еще в XVII веке на Руси скоморохи вели «агитационную» борьбу с «московской волокитой», которые старались выжать побольше доходов из обнищавшего населения. После революции с приходом к власти большевиков советская власть решительно боролась с коррупцией, в связи с чем, ее масштабы сократились. Затем в 70-80 годы с ростом благосостояния людей уровень коррупции стал повышаться. В 90-х годах после распада СССР коррупция вышла на ускоренный темп развития.

Наличие коррупции в любом обществе и во все времена свидетельствует о ее функциональности, обусловленной неформальными отношениями между представителями государственного аппарата в лице представляющих их должностных лиц с частными структурами, группами и иными лицами.

С юридической точки зрения коррупция - не только уголовно наказуемое деяние, но и то, что запрещается кодексом профессиональной этики, то есть морально-этическими ориентирами.

Насколько может быть эффективной прямая борьба с проявлениями коррупции методом законодательного регламентирования, в основном уголовно-правового характера, ввиду сложившейся в обществе точки зрения на понятие и содержание коррупции как подкупа служащих государственного аппарата? Периодически возникают кампании по борьбе с коррупцией, в основном во времена ротации кадров высшего управленческого звена. Бессистемная работа, направленная на борьбу с последствиями, либо кадровая чехарда не приносят никакого положительного эффекта. Происходит борьба с коррупционером, а не с коррупцией.

Нынешняя организация работы госаппарата способствует коррупции, не всегда эффективно и результативно выполняет свои экономические функции. Антикоррупционная стратегия должна строиться и основываться на всеобъемлющей административной реформе [19; 6].

В Российской Федерации выделены три основные направления:

- модернизация системы исполнительной власти в целом. Прямая обязанность государства - создавать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью;

- эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму;

- проведение анализа реализуемых государственных функций с сохранением только необходимых.

Время от времени происходят вспышки кампаний очередной борьбы с коррупцией, которые носят уголовно-правовой характер. Цель - поймать и наказать, причем жесточайшим образом, хотя за этими девизами просматривается странная тенденция: ловят всегда не тех, если ловят вообще. А ведь доказано, что развитие чувства вины и исправление ситуации сильнее всего тормозится именно суровостью наказания.

Центральным объектом воздействия должны быть правила принятия решений, а без глубокого анализа вряд ли можно понять суть проблемы и сделать нужные выводы, результатом которых было бы улучшение благосостояния всего общества, в том числе и чиновника.

Выход из сложившейся в России ситуации в адаптации и развитии современных концепций реформы бюрократии есть основной резерв совершенствования и реорганизации государственных институтов. При этом ключевыми принципами являются:

- продолжение приватизации, уменьшение роли государства и увеличение частного сектора в управлении и владении собственностью;

- сокращение, удешевление администрации и развитие человеческих ресурсов;

- изменение ценностных ориентиров, сложившихся в госаппарате, в центр деятельности государства должно быть поставлено обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан;

- достаточная прозрачность и общественный контроль, то есть подконтрольная гражданам государственная служба с возможностью знакомиться с широким кругом государственных документов, присутствие на заседаниях органов управления;

- прекращение миграции профессионалов между государственной службой и бизнесом, необходимо законодательно ограничить переход в течение нескольких лет после отставки без разрешения правительства в фирмы, с которыми чиновник ранее был связан по службе [19; 7].

Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы нашей страны, необходимо проводить антикоррупционные реформы — комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Решать задачи организации отправления властных и управленческих функций, более адекватной потребностям общества в данный период развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты