-с Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом в Березовском районе;
-с государственным учреждением Центром занятости населения поселка Березово.
В целях более эффективного и оперативного решения вопросов местного значения, входящих в совместное ведение органов местного самоуправления района и поселения, признавая необходимость постоянного взаимодействия по их решению, были заключены соглашения о взаимодействии по таким вопросам как:
-участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
-создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
-оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
-организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
-развитие сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства;
-организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.
Изучив работу органов местного самоуправления и учитывая географические, климатические, экономические и социальные условия, систему органов местного самоуправления муниципального образования Городское поселение Игрим можно выявить слабые, сильные стороны и возможности городского поселения Игрим:
Сильные стороны:
-поселение находится в экономически благоприятном регионе;
-созданы механизмы участия органов местного самоуправления в решении проблем функционирования социальных отраслей в рамках приоритетных национальных проектов;
-современная законодательная база в регионе, наличие множества программ, концепций, прогноз, практически по всей жизнедеятельности округа;
-наличие в штате администрации специалистов по всем выполняемым полномочиям;
-значительная роль исторических, культурных, сословных, национальных традиций;
-реализация региональных программ в сфере жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения, образования и т.д.;
-достаточный контроль исполнения приказов и распоряжений.
Слабые стороны:
-недостаточные объемы статистической информации;
-проблема недостаточного финансирования;
-отдаленность территории от административных центров;
-изношенность инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
-отсутствие разнообразных каналов информирования населения о деятельности органов местного самоуправления;
-необходимость проводить все платежи через систему казначейства, приобретения через торги, конкурсы (время, бумаги, деньги);
-низкий профессиональный уровень кадров (из 100% сотрудников только у 57% имеют специальное образование в соответствии с занимаемой должностью);
-безынициативность населения;
-слабо развита транспортная схема.
Возможности:
-создание стимулов для проявления инициативы граждан;
-сотрудничество органов местного самоуправления с населением;
-привлечение граждан к социально значимой работе;
-развития предпринимательства;
-увеличение доходов местного бюджета за счет перераспределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (например, оставить в часть налога на прибыль, для создания благоприятных условий развития бизнеса и т.д.).
Перспектива дальнейшего развития местного самоуправления в городском поселении Игрим во многом зависит не только от деятельности органов местного самоуправления, но и политической грамотности и инициативности граждан, основанием для этого служит статья 130 Конституции РФ, которая определяет местное самоуправление как самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Автором данной работы было проведено социологическое исследование жителей п. Игрим для того, чтобы выявить знают ли граждане о местном самоуправлении и готовы ли они участвовать в нём (приложение №).
Респондентам задавались 2 вопроса:
1. «Знаете ли вы о реформе местного самоуправления, которое осуществляется с 1 января 2006 года?»
2. «Готовы ли вы лично принимать участие в разрешении каких-либо общественных проблем в нашем посёлке?»
Было опрошено 180 человек с 18 до 77 лет. Из них знают о реформе 45%, не знают 28%, остальные 27% имеют смутное представление.
Из общего количества опрошенных 90% выразили готовность участвовать в разрешении общественных проблем. Из них 20% респондентов способны проявить инициативу, 35% предпочитают, чтобы их попросили об участии и организовали, 35% согласны работать при наличии стимулов (полная или частичная оплата, приз, публичная похвала и т.д.) и только 10% опрошенных категорически отказались от участия в местном самоуправление.
Эти данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.
2. Население готово участвовать в местном самоуправление при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.
Анализ местной власти городского поселения Игрим позволяет сделать вывод о том, что наилучшее функционирование местного самоуправления поселения зависит не только от деятельности местных властей, правовых основ местного самоуправления, но и от общественной активности жителей. Правильное осознание особенностей городского поселения Игрим, местных органов власти и механизма ее взаимодействия с гражданами позволит органам местного самоуправления наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.
Заключение
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления – населения.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений – между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних – между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:
1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
3. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной модели от является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:
-решением вопросов административно-территориального деления;
-полномочий в области экономики и финансов;
-решение вопросов социального развития территории;
-развитие культуры и искусства.
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.
Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличие от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.
Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.
Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.
Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.
Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.
Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.
Проведенный анализ современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в середине пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.
Библиографический список
Нормативные акты
1. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Май. 1990.
2. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9.04.1990 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. №16. 1990. М.С. 267.
3. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» // Сб. Законов Российской Федерации. – 2006. М.С. 213.
5. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по указанию государственной поддержки местного самоуправления» от 9.10.1993 // САПП Российской Федерации. №41. 1993. С. 3944.
6. Указ Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21.09.1993 // САПП Российской Федерации. №44. 1993. С. 4188.
7. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2003. №42. С. 4287.
8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» // Российская газета. 1993.
9. Федеральный закон «О референдуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №42.
10. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета 1995
11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №10.
12. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Российская газета. 1996.
Нормативные акты субъектов РФ
13. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» 2006.
14. Устав Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 2005.
Местные нормативные акты
15. Структура администрации муниципального образования городское поселение Игрим. 2006.
16. Положение об администрации муниципального образования городское поселение Игрим.
17. Устав городского поселения Игрим. 2008.
Статьи, монографии
17. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право. 2006. – №2. С. 33.
18. Андреев С.С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление. 1995. №1. С. 136.
19. Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. Саратов. 1996. С. 86.
20. Ашлей П.О. Местное и центральное управление. Сравнительный анализ учреждений Англии, Франции, Пруссии и США. СПб. 1910.
21. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века // Под ред. В.А. Динеса. М. 1997. С. 140.
22. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. 2004.
23. Барабашев Г.В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. 1994. №5. С. 126.
24. Бойтон Р., Десантис В. Формы местного самоуправления в США: анализ официальных и неофициальных функций мэров, городских управляющих и глав администраций. Серия рефератов. №12. М. 1996. С. 35.
25. Васютин Ю.С. Местного самоуправления в зарубежных странах. М. 2002. С. 125.
26. Ворониг А.Г. Местного самоуправления в Японии // Губерния. 1999. №1. С. 70.
27. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. №2. С. 142.
28. Демократия и государство: Хрестоматия муниципального политика вып. 2. 1997. С. 106.
29. Игнатов В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика: Учебное пособие. Екатеринбург. 1999. С. 224.
30. Комкова Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов В.И. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации / под общ. ред. Новоселова В.И.М. 2004. С. 336.
31. Мильшин Ю.Н. Муниципальное право России: Учебное пособие. М. 2007.
32. Рудой И.В. Местное самоуправление: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006.
[1] Элеменкин В.Г. Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации. Астрахань. 1997. С.11.
[2] Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. 1994. С.21.
[3] Ленин В.И. Собр. Соч. Том 35. С.66.
[4] Мизь А.Б. Краткий очерк истории власти и управления. Саратов 1996. С 32
[5] О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право РФ. М. 1997. С.73
[6] Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Сборник законодательства Российской Федерации М. 2003. С. 118.
[7] Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление: Учебник. – Ростов – на – Дону, 2006, С. 26-31.
[8] Тихомиров Ю.А. Публичное право . М. 1995. С.116
[9] Основные теории местного самоуправления. Сб. обзоров ИНИОН РАН. МЛ 996. С.8
[10] Минькова Н. Местное самоуправление в США. / Губерния. - 1997. №2. С.54.
[11] Воронин А.Г. Местное самоуправление в Японии / Губерния. - 1996. №1. С.70
[12] Европейская Хартия о местном самоуправлении. Май. 1990.
[13] Аяиков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 21 веке.
[14] Юркова С., Широков А. Местное самоуправление. Рыночный облик. М. 2007. С.89.
[15] Ясюнас В. Местное самоуправление. Комментарии. М.2007. С.49
[16] Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления . М. РАГС, 2006. С.14
[17] Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право. М. 2008. С. 84.
[18] Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право. М. 2008. С. 93.
[19] А. Токвиль Демократия в Америке. М. 1992. С.65
[20] России надо быть сильной. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 19 апреля.
[21] Российская муниципальная практика. 2007. № 1.
[22] Российская муниципальная практика. 2007. № 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10