Методика расследования хищения нефтепродуктов

Под хранилищем понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей[27].

Место (хранилище), из которого чаще совершается хищение[28]:

1.   Нефтепровод – 64%

2.   Железнодорожная цистерна – 18%

3.   Хранилища, емкости, резервуары – 18%

4.   Склады предприятий и организаций – 0%

5.   Топливные баки транспортных средств – 0%

6.   Танк нефтепроводного судна – 0%

7.   Места аварийных разливов – 0%

В связи с тем, что в большинстве случаев хищения совершались из нефтепроводов, можно сделать соответствующие выводы о подготовке.

Одной из характерных особенностей данного вида преступлений является обязательное использование преступниками емкостей для перемещения похищенных нефтепродуктов (это могут быть заранее приготовленные либо стандартные емкости для хранения нефтепродуктов).

«Врезка», то есть несанкционированное проникновение в тело нефтепровода, равно как и в другого хранилища представляет собой отверстие (повреждение) в корпусе нефтепродуктопровода или иного хранилища, забитое «чопом» из любого материала (дерево, резина и т.д.), либо оборудованное отводом и краном. В случае повышения давления в магистральном трубопроводе при «прокачке» продукта подобная «заглушка» может быть разрушена, поэтому такой способ наиболее опасен, с точки зрения причиняемого имущественного ущерба, т.к. может послужить причиной технологической аварии или экологической катастрофы.

Подготовка к данному преступлению выражается в предварительной разведке места, наиболее удобного для устройства «врезки», выяснению вида транспортируемого продукта и графика «перекачки», подготовке емкостей для похищенного и транспорта для доставки в места укрытия, приискании инструментов для повреждения трубопровода и монтажа «врезки». Целостность стенок хранилища, хотя они и выполнены из специальных материалов (металла, резины и т.д.), преступниками легко нарушается при помощи различных сверлильных устройств, а иногда сильного удара ломом.

Разновидностью «врезки» является более сложная процедура присоединения к магистрали нефтепродуктопровода через специально изготовленное устройство, предназначенное для контролируемого слива нефтепродуктов через шланг, с последующим совершением хищения.

При подготовке данного преступления заранее выбирается место, где будет устроена «врезка», которое, как правило, характеризуется удаленностью от дорог, наличием объектов, ограничивающих прямую видимость (неровности ландшафта, обильная растительность и т.д.). Заранее подготавливаются инструменты и приспособления для выполнения «врезки», в том числе соединительные шланги для перекачки нефтепродуктов, емкости и средства транспортировки.

Как правило, присоединение к магистрали или хранилищу происходит при помощи высверливания отверстия и вбивания или вкручивания отрезка металлической трубы или шланга с присоединенным краном. Однако существуют и более «квалифицированные» способы совершения «врезки», когда на трубопровод наваривается или прикрепляется иным способом пластина из металла с установленным на ней шаровым краном, через который впоследствии, путем введения сверла, проделывается отверстие в корпусе нефтепродуктопровода. Данный вид «врезки» является более сложным в техническом плане и выполняется на магистралях с большим объемом перекачки нефтепродуктов. Подобная «врезка», как правило, используется для совершения повторных хищений. Поэтому, предпринимаются действия по ее тщательной маскировке (например, само устройство врезки монтируется в технологическом колодце либо под поверхностью грунта и т.д.). Как показывает анализ практики, с учетом отдаленности места несанкционированной врезки от дороги преступники зачастую пренебрежительно относятся к сокрытию следов. В таких случаях на факт совершения кражи из магистрального трубопровода указывают следы, оставленные на месте происшествия: слесарные инструменты, противогазы, спецодежда, следы транспортных средств, разлив нефтепродуктов, повреждение пломб, неисправность задвижек и технологических заглушек на трубопроводе, проломы в ограждениях и т.д. Обнаружение и фиксация подобных следов при осмотре места происшествия, дает информацию о механизме произошедшего события.

Кража, совершаемая посредством устройства «отводов» от хранилищ нефтепродуктов и трубопроводов - присоединению к хранилищу или трубопроводу дополнительной несанкционированной магистрали с целью совершения неоднократных хищений. Подобным способом совершаются хищения нефтепродуктов лицами, настроенными на систематические кражи, для чего ими используются более сложные, по сравнению с «врезкой», технические приспособления и специальные емкости для накопления нефтепродуктов. Данный способ совершения преступления является разновидностью «врезки», однако основное их отличие в том, что при «врезке» нефтепродукты непосредственно похищаются из трубопровода, а при «отводе» скапливаются в емкости, удаленной от магистрали, и в удобное время вывозятся похитителями.

Несанкционированный «отвод» хорошо маскируется преступниками и позволяет совершать хищения небольшими объемами в течение длительного периода. Факт подобной кражи сложно установить, так как падение давления в магистрали (что является основным признаком, указывающим, например, на «врезку») может оказаться незначительным. «Врезка» и «отвод» могут комбинироваться в зависимости от ситуации. Так, на 847 км магистрального трубопровода «Омск – Иркутск» группа лиц соорудила квалифицированную врезка, замаскировано провела отвод на 67 метров от места врезки, в том числе провела трубу под федеральной трассой М-53 и в течении длительного времени совершала перелив нефти через отвод в автоцистерны[29]. Действия, направленные на сокрытие факта устройства «отвода», выражаются в маскировке места, где он присоединен к трубопроводу и на всем его протяжении до места, где находится емкость. Указанные емкости, в которых скапливаются нефтепродукты, находятся, как правило, под поверхностью грунта, в лесопосадках, строениях, хозяйственных постройках, на территории хозяйственных дворов различных предприятий, т.е. там, где невозможно случайно обнаружить место «слива». Обусловлено это тем, что использование естественных особенностей ландшафта, окружающего магистральный трубопровод, значительно облегчает маскировку несанкционированной «магистрали», затрудняя ее обнаружение и демонтаж.

Говоря о краже путем перелива нефтепродуктов в приготовленные заранее емкости (простая кража с элементом подготовки), следует помнить, что подготовка к совершению преступления этим способом заключается в организации разведки. Устанавливаются места локализации цистерн с нефтепродуктами на железнодорожной станции; выясняется расположение пробоотборных кранов; разыскиваются несанкционированные «врезки», выполненные другими лицами; выявляются места стоянки транспорта перевозящего нефтепродукты, и др. Обязательно подготавливаются емкости и шланги для слива, а также инструменты (гаечные и газовые ключи).

Наиболее часто данным способом совершаются преступления при транспортировке нефтепродуктов железнодорожными цистернами и автомобильным транспортом. Так, на железнодорожных станциях, во время формирования составов, преступники откручивают крепежные винты на крышке люка цистерны и, опустив шланг внутрь котла, переливают транспортируемые нефтепродукты в заранее приготовленные емкости. Нефтепродукты самотеком наполняют емкость, которая затем транспортируется похитителями к месту хранения или реализации. Этот способ совершения преступления позволяет похищать нефтепродукты, не повреждая запорно-пломбировочные устройства, затрудняя, таким образом, обнаружение признаков совершенного преступления.

Кроме того, преступники для хищения нефтепродуктов пользуются уже имеющимися «врезками» в различные хранилища, выполненными иными лицами. Кражи из топливных баков транспортных средств совершаются обычно в вечернее или ночное время путем перелива нефтепродуктов в заранее приготовленные емкости, через шланг. «Поскольку находящийся на стоянке транспорт не используется на момент совершения кражи, его топливные баки являются хранилищем нефтепродуктов»[30]. Подготовка в данном случае заключается в предварительном выяснении мест складирования и хранения тары с нефтепродуктами; получении информации о составе грузовых поездов; установлении преступниками графиков и маршрутов движения и стоянок автомобилей, перевозящих нефтепродукты. Кроме того, при подготовке преступники зачастую специально выводят из строя транспортные средства, перевозящие продукцию, и в дальнейшем, отвлекая внимание водителей, совершают хищение емкости. Похищенные таким образом нефтепродукты перемещаются за территорию предприятия несколькими способами: вывозятся в транспортных средствах, через пропускные пункты (причем иногда без ведома водителей); просовываются в отверстия в ограждении или под ним, либо перебрасываются через него. Несколько иная ситуация возникает при краже нефтепродуктов вместе с емкостями (специальной бочкой, автоцистерной, железнодорожной цистерной), в которых они транспортируются. Когда нефтепродукты транспортируются в автоцистернах и похищаются вместе с автомобилем, действия лиц следует квалифицировать не только как кражу нефтепродуктов, но и как неправомерное завладение транспортным средством. Железнодорожная цистерна не является транспортным средством в уголовно-правовом смысле, поскольку она не снабжена двигателем. При этом способе, помимо непосредственного хищения нефтепродуктов, происходит временное завладение хранилищем, в котором они находятся. И хотя преступники могут завладеть транспортным средством, при помощи которого осуществляется перевозка нефтепродуктов, их основная цель - нефтепродукты, а транспортное средство используется только для доставки. Поэтому после перекачки нефтепродуктов емкости, в которых они находились, бросают там, где происходил перелив. В таких случаях преступники торопятся, не заботясь об уничтожении следов преступления.

Сокрытие при данном способе совершения преступления заключается в действиях, направленных на устранение последствий, могущих указать на лицо, совершившее преступление либо причастное к нему: например, создание ложного алиби; подготовка фиктивных документов, используемых при транспортировке похищенных нефтепродуктов и, т.д.

Несколько реже совершаются хищения нефтепродуктов при технологических авариях, это связано с тем, что большое количество нефти становится неконтролируемым. Такие хищения опасны резким возрастанием общего уровня опасности взрыва, возгорания, причинения экологического вреда.

Перечисленные способы совершения краж нефтепродуктов не являются исчерпывающими, так как по мере совершенствования технологии переработки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, можно предположить организацию краж иными способами. Однако в их основе будут присутствовать уже известные элементы подготовки и сокрытия, что во многом облегчит работу следователя по доказыванию вины конкретных лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что способы совершения краж нефтепродуктов имеют ряд особенностей, отличающих их от иных видов хищения. Данные особенности проявляются в действиях по подготовке, совершению и сокрытию этого вида преступлений.

Во-первых, при подготовке к совершению кражи нефтепродуктов преступник должен получить информацию о свойствах предмета преступного посягательства, хранилище, средствах, способах, графике транспортировки, месте наиболее удобного подхода (подъезда). Свойства предмета преступного посягательства обусловливают те меры предосторожности, которые преступники вынуждены соблюдать при обращении с ним. Обязательным условием является наличие емкости для транспортировки нефтепродуктов (за исключением случаев хищения твердых нефтепродуктов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты