Методы административной деятельности милиции

О всех случаях смерти или ранения в результате применения физической силы, специальных средств или оружия уведомляется прокурор.


2.5 Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые милицией


Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрен дел о правонарушениях.

В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтоб создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций.

Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимущественно административного) принуждения. По отношению к последним они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.

Достижение названных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. К этим мерам относятся: доставление правонарушителя, административное задержание и привод.

Под «доставлением» понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

Помимо доставления лиц, совершивших административные правонарушения, сотрудники милиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления.

О доставлении правонарушителя сотрудником милиции составляется рапорт. Все лица, доставленные в орган внутренних дел (милицию), регистрируются дежурным по органу внутренних дел в книге доставленных.

Правонарушители, доставленные в органы внутренних дел (милицию), в установленных законом случаях могут быть подвергнуты административному задержанию. Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП РФ).

По каждому факту административного задержания должен составляться протокол, в котором фиксируются следующие сведения: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания.

Временем административного задержания следует считать момент доставления нарушителя в орган внутренних дел (милицию). С этого момента исчисляется и срок административного задержания[3], который, по общему правилу, может длиться не более трех часов (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ). Однако в связи с особой необходимостью законодательством устанавливаются и иные сроки административного задержания (не более 48 часов).

Решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности, а также о применении к нему некоторых иных мер административного принуждения нередко требует его присутствия при выполнении компетентным органом (должностным лицом) соответствующих процессуальных действий. Принудительным средством, обеспечивающим обязательное участие в административном процессе лица, уклоняющегося от явки по вызову в соответствующий орган, является привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения возможно только в случае, если рассмотрение дела было отложено в связи с неявкой по уважительной причине лиц, подлежащих приводу согласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.

Определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении, выносится судьей, органом, должностным лицом при рассмотрении дела.

Согласно п. 8, 12 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2003 г. № 4878), для осуществления привода начальник ОВД или лицо, исполняющее его обязанности, выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественной безопасности с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено определение о приводе. Сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет лицу, подлежащему приводу, под расписку определение о приводе.

Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела.

К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр вещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений и их опечатывание; медицинское освидетельствование.

Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Исполнение постановления (решения) о назначении административного наказания осуществляется в порядке, установленном ст. 32.2 - 32.11 КоАП РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Порядок исполнительного производства в указанных случаях обусловлен существом правоотношения: принудительное исполнение постановления (решения) о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом-исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов) в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ст. 32.4 КоАП РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановление (решение) о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП РФ, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП РФ, за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (см. гл. 25 ГПК РФ, а также ст. 255 ГПК РФ).

Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Споры о возмещении имущественного ущерба или (и) о компенсации морального вреда рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.



Библиография


1.     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 25.03.2004, 14.10.2005) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря; СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

2.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (ч. 1) Ст. 1.

3.     Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (в ред. от 27.07.2006) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

4.     Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М», 1997.

5.     Зрелов А.П. Административное расследование. Особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ. // Право и экономика. 2004. № 7.

6.     Колоколов Н.А. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах. // Мировой судья. 2005. № 11, 12; 2006. № 1, 4.

7.     Кругликов И.В., Бопхоев Х.В. Фактическое задержание и доставление лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. // Российский следователь. 2005. № 5.

8.     Погуляев А. Административное приостановление деятельности. // Бизнес-адвокат. 2005. № 12.

9.     Цоколова О. Фактическое задержание. // Законность. 2006. № 3.

10.      Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации. // Российский следователь. 2005. № 6.


Задача


На железнодорожном вокзале сотрудником милиции был остановлен для проверки гражданин «М», имевший при себе дорожную сумку и чемодан. По требованию работника милиции «М» предъявил паспорт и билет на проезд. На требования работника милиции показать содержимое чемодана и сумки «М» ответил отказом и был доставлен в орган внутренних дел, где его подвергли административному задержанию «для проверки личности», произвели досмотр вещей и личный досмотр.

Дайте юридическую оценку действиям сотрудников милиции. Изложите основания и порядок доставления граждан в ОВД.

Решение. Осуществление личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением в первом случае права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и во втором - права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Согласно положениям КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, относятся к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и могут быть применены только в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Личный досмотр относится к категории процессуальных действий, осуществляемых в порядке, предусмотренном ст. 27.7 КоАП РФ. Однако у сотрудника милиции должны быть достаточные данные полагать наличие у лица объектов ограниченного гражданского оборота (оружия, боеприпасов и т.д.). Иными словами, при досмотре находящихся у гражданина вещей (например, чемодана) сотрудник милиции не вправе производить досмотр при отсутствии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества (п. 2 ст. 11 Закона «О милиции).

Таким образом, действия сотрудников милиции являются неправомерными.

Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Таким образом, основанием для доставления гр-на является необходимость составления протокола.

Протокол составляется с целью установления доказательств по делу, следовательно, после доставления нарушителя в соответствующее служебное помещение судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, предстоит установить наличие и обоснованность доказательств, а также подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, очевидно, что составление протокола предваряет последующие определенные КоАП РФ процессуальные действия, поэтому по смыслу ст. 27.2 КоАП РФ подразумевается доставление лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения).


[1] См.: Ст. 85 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (в ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

[2] См.: Приказ МВД РФ от 15.03.1999 № 190 (в ред. от 19.3.2004) «Об организации о проведении государственного технического осмотра транспортных средств» // Российская газета. 1999. № 95. 19 мая.

[3] Срок административного задержания правонарушителей, находящихся в состоянии опьянения, исчисляется с момента их вытрезвления.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты