Механизм защиты прав человека

По выводу Комитета, "государство-участник обязано обеспечить г-ну Гридину эффективное средство правовой защиты, влекущее за собой компенсацию и его немедленное освобождение. Государство-участник обязано также принять меры для предупреждения подобных нарушений в будущем".

Таким образом, после 20 июля 2000 г. - даты принятия решения Комитетом ООН по правам человека - пожизненное лишение Д.Л. Гридина свободы явно неправомерно.

Средства правовой защиты должны иметь достаточную степень надежности не только в теории, но и на практике, быть эффективными и доступными. Необходимо, чтобы внутригосударственные средства защиты обеспечивали восстановление нарушенных прав человека и гражданина.

В силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ права человека, закрепленные в ее ст. 15, 21, 23, 46 и 49, не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Эти предписания должны создавать широкие возможности для защиты прав и свобод, нарушенных в результате судебных ошибок.

Конституция РФ, основываясь на принципах правового государства, провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Права человека, являясь естественными и неотъемлемыми, определяют смысл, содержание и применение законов. Исполнение конституционных норм должно гарантировать главенство прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им каких бы то ни было важных общественных и ведомственных интересов.

Незаконное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт и должно быть непременно исправлено. В Постановлении от 25 октября 1996 г. N 10 Пленум Верховного Суда РФ подчеркнул: в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над его внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно .

В Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 Пленум Верховного Суда РФ напомнил о Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Согласно этому Закону Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств... Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относится принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Сообщение Комитета по правам человека от 20 июля 2000 г. неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки по делу Д.Л. Гридина. Тем более что ему сообщается о соображениях Комитета по правам человека (п. 4 ст. 5 Факультативного протокола). На свиданиях с родственниками и потом с адвокатом ему было предложено обратиться в Комитет ООН по правам человека. Узнав о выводах Комитета, Д.Л. Гридин ожидал отмены приговора и освобождения. Однако этого до сих пор не произошло.

Выводы Комитета ООН по делу Д.Л. Гридина имеют приоритет перед внутренними решениями по данному делу. Согласно п. 2 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах Россия, руководствуясь своими международными обязательствами, должна принимать меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Игнорирование выводов Комитета по правам человека демонстрирует открытое несоблюдение Россией ее международных обязательств как государства - члена ООН. В таком случае право обращения в Комитет по правам человека оказывается иллюзорным.

С тех пор как распался Советский Союз, Российская Федерация не имеет своего представителя в Комитете по правам человека. На всех последних выборах представителя Россия терпела поражение. Соответственно Москва по-прежнему не может толком влиять на работу Комитета.

В 2003 г. Россия перенесла свое выступление в ООН с докладом о правах человека с июля на октябрь. На проведенной 14 июля 2003 г. пресс-конференции наши правозащитники выразили свое резкое недовольство обращением России в ООН с просьбой о переносе доклада. Председатель Московской Хельсинкской группы Л. Алексеева считает, что этот факт говорит о наплевательском отношении российского руководства к проблеме прав человека. По мнению правозащитников, российская инициатива ухудшит отношение к нашей стране и негативно скажется как на ее имидже, так и на эффективности ее внешней политики.

Министр юстиции РФ Ю. Чайка 19 ноября 2003 г. сообщил журналистам об итогах визита российской делегации в Женеву на сессию Конгресса Комитета ООН по правам человека, где рассматривался пятый периодический доклад России. Согласно информации Министра делегация ответила на многие вопросы, но по 18 пунктам в адрес России возникли замечания.

По выводу Комитета ООН по правам человека, - отмечают наши правозащитные организации, - Россия не выполняет взятые на себя обязательства по внесению изменений в законодательство и игнорирует решения Комитета по конкретным делам. Так, в российском законодательстве и на практике отсутствуют правовые механизмы для предотвращения "следственных" пыток на этапе до задержания, когда допрос оформляется как неофициальная беседа. Полученные признания затем ложатся в основу сфабрикованных дел.

Как отметили правозащитники, Комитет ООН по правам человека признал, что производство по делу Д.Л. Гридина было проведено с многочисленными нарушениями, а суд не был справедливым и беспристрастным. Д.Л. Гридин находится в заключении до сих пор, что ставит под сомнение готовность государства-участника соблюдать положения Международного пакта о гражданских и политических правах. Не исполняет Россия и решение Комитета ООН по правам человека о расследовании обстоятельств смерти Владимира Ланцова, умершего в СИЗО через месяц после задержания якобы по причине плохих бытовых условий. Комитет настаивает на возбуждении уголовного дела, поскольку 25-летний Ланцов скончался в закрытом государственном учреждении.

О выполнении рекомендаций Россия обязана отчитаться через год. Однако 19 ноября 2003 г. Министр юстиции заявил, что замечания Комитета ООН являются тенденциозными и носящими декларативный характер, что альтернативный доклад неправительственных организаций "был в черных тонах". По мнению же одного из авторов альтернативного доклада адвоката К. Москаленко, Россия рискует оказаться в одном ряду с Туркменией и другими странами, куда запрещена экстрадиция подозреваемых и обвиняемых. Авторы альтернативного доклада предрекают, что в случае невыполнения Россией рекомендаций Комитета по правам человека нашей стране просто перестанут выдавать запрашиваемых прокуратурой лиц.

В ноябре 2003 г. по пятому периодическому докладу Российской Федерации Комитет ООН по правам человека принял Заключительные замечания. В разделе "Основные вопросы, вызывающие озабоченность, и рекомендации" указано:

"Комитет выражает озабоченность в связи с тем, что государством-участником не были выполнены решения Комитета по делам "Гридин против Российской Федерации" и "Ланцов против Российской Федерации", принятые в соответствии с Факультативным протоколом. Учитывая объяснения делегации, что решение не выполнять рекомендацию Комитета об освобождении г-на Гридина было основано на тщательном изучении дела Верховным Судом и прокуратурой, Комитет тем не менее выражает озабоченность по поводу того, что неисполнение решений Комитета ставит под сомнение готовность государства-участника соблюдать Факультативный протокол. Комитет настоятельно призывает государство-участника пересмотреть свою позицию относительно решений Комитета, принятых на основании Факультативного протокола, и принимать меры в соответствии с этими решениями, чтобы обеспечить соблюдение ст. 2(3) Пакта, гарантирующей право на эффективное средство правовой защиты в случае нарушения Пакта".

Что касается упоминавшегося выше дела Ланцова, то 26 марта 2002 г. Комитет ООН по правам человека рассмотрел сообщение Е.П. Ланцовой, матери В.А. Ланцова, умершего в московском следственном изоляторе "Матросская тишина".

Е.П. Ланцова сообщила следующее. В августе 1994 г. В.А. Ланцов во время спора нанес ранение другому лицу, в результате чего против В.А. Ланцова были выдвинуты уголовные и гражданские обвинения. 1 марта 1995 г. он полностью возместил истцу убытки, установленные в гражданском процессе. 5 марта 1995 г. после того как он не явился на встречу со следователем, его водворили в следственный изолятор, где 6 апреля 1995 г. он умер.

Е.П. Ланцова утверждает, что во время помещения в СИЗО ее сын был здоров. Заболел вследствие крайне плохих условий содержания. Заявительница жалуется, что ее сыну не было предоставлено лечение, несмотря на неоднократные просьбы. Она обращает внимание на тот факт, что сыну перед смертью было уделено лишь 15 минут медицинского внимания. Хотя врачи были проинформированы об ухудшении его здоровья и о вероятности фатального исхода, они не предприняли никаких действий. Как извещает автор сообщения, такое обращение является обычной тюремной практикой. В подтверждение того, что государство-участник не провело соответствующее расследование, автор сообщения упоминает свидетельства ряда заключенных по данному вопросу и заявляет, что прокуратура могла собрать инкриминирующие заявления, если бы провела надлежащее следствие и допросила сокамерников В.А. Ланцова.

Е.П. Ланцова отмечает, что о смерти сына до 11 апреля 1995 г. не известили семью, а также местное бюро записи актов гражданского состояния. О смерти сына Е.П. Ланцовой стало известно лишь после того, как адвокат В.А. Ланцова обнаружил факт его смерти во время посещения СИЗО для встречи с подзащитным.

Государство-участник признает ненадлежащие условия содержания в следственных изоляторах и заявляет, что В.А. Ланцов не выразил каких-либо жалоб на состояние своего здоровья. Государство-участник цитирует решения президента и правительства о предстоящем улучшении условий содержания заключенных. Комментируя замечания государства-участника, заявительница пишет, что эти решения были приняты через два года после смерти сына и они не могут изменить тот факт, что Российская Федерация нарушила права молодого человека, водворенного в СИЗО в отличном состоянии здоровья, что допущенные нарушения стоили ему жизни.

Е.П. Ланцова жалуется на отказ Российской Федерации от привлечения ответственных лиц к правосудию.

Комитет ООН по правам человека установил ряд нарушений государства-участника.

Относительно условий содержания под стражей Комитет отметил, что государство-участник признает неудовлетворительные условия в следственных изоляторах (во время событий в них содержалось вдвое больше заключенных, чем было рассчитано, плохая вентиляция, непригодная еда и неудовлетворительная гигиена). Комитет постановил, что содержание сына автора в условиях той тюрьмы в апреле 1995 г. вызвало нарушение его прав, предусмотренных п. 1 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах ("все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности").

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты