3. Военнопленные
Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.), Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, кроме случаев, когда оно нарушает условие, согласно которому любой комбатант должен открыто носить оружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки, предшествующие столкновению.
4. Мирное население и мирные объекты
Вопросы, связанные с защитой мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям 1949 г. В соответствии с этим протоколом запрещается:
- делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями наступления;
-проводить неизбирательные наступления (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность такого направления), а также наступления, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
- использовать голод мирного населения как средство войны;
- нападать на объекты, имеющие важную роль для жизнеобеспечения мирного населения;
- нападать на сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), если освобождение этих сил может привести к значительным потерям среди мирного населения, за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку.
В то же время наличие мирного населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование мирного населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.
В Дополнительном протоколе I также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, минимизировать их.
5. Право вооруженных конфликтов
Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия.
Так, Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства.
Конвенция «О бактериологическом оружии» 1972 г. запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и предусматривает их уничтожение.
Конвенция 1980 г. запрещает применять против мирного населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки и зажигательное оружие.
При этом, необходимо иметь в виду, что международным правом установлена ответственность за военные преступления и преступления против человечности не только личная, но также и командная.
Статья 86 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1977 г. гласит, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.
В 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его.
Недавние события в Южной Осетии, подвергшейся вооруженной агрессии со стороны Грузии, заставили мировое сообщество по-новому взглянуть на право международных конфликтов. Это обусловлено в первую очередь тем, что непризнанная республика Южная Осетия на момент вооруженной агрессии со стороны Грузии входила в ее состав, а следовательно, трактовать данный вооруженный конфликт как международный было бы не совсем правильно.
Россия, со своей стороны, выполняя свои миротворческие функции в указанном регионе в соответствии с соглашениями 1992 г., ввела в право вооруженных конфликтов такой новый термин, как «принуждение к миру», впервые озвученный Президентом Российской Федерации Д. Медведевым в своем выступлении относительно ситуации в Южной Осетии и действии Вооруженных Сил Российской Федерации в данном регионе.
Сам по себе термин «принуждение к миру», по сути, означал проведение со стороны Вооруженных сил Российской Федерации по отношению к грузинским войскам войсковой операции, направленной на «выдавливание» вооруженных сил Грузии с территории Южной Осетии в соответствии со взятыми на себя Россией обязательствами по поддержанию мира в данном регионе.
Таким образом, был создан новый прецедент в международном праве, когда страна, осуществляющая свои миротворческие функции в том или ином регионе, вынуждена была задействовать свои регулярные вооруженные силы для подавления агрессии иного государства в своей зоне ответственности.
Много вопросов вызвали действия Совета Безопасности ООН, главного международного органа, призванного обеспечивать безопасность мирного населения и поддержание мира во всех регионах земного шара. Еще более странной выглядела позиция по ситуации в Южной Осетии со стороны США, по сути, обвинивших Россию в агрессии по отношению к Грузии, аннексии ее территории и вмешательстве в ее внутренние дела, закрыв при этом глаза на действия вооруженных сил Грузии в отношении мирного населения Южной Осетии (в частности, женщин и детей), подвергшегося массовым убийствам. Число жертв среди мирного населения, по официальным данным Генеральной прокуратуры Южной Осетии, достигло более 1 600 человек.
Данная позиция Совета Безопасности ООН, не сумевшего за четыре своих заседания выработать какой либо резолюции по ситуации в Южной Осетии, заставила Россию предпринять самостоятельные шаги к урегулированию грузино-южноосетинского конфликта и привлечению к ответственности лип, виновных в массовых убийствах мирного населения Южной Осетии.
Так, 9 августа 2008 г. по указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - главного военного прокурора С. Фридинского сразу же после поступления информации об обстреле подразделениями грузинской армии расположения российских миротворцев в г. Цхинвал, была создана специальная группа в составе прокурорских работников военных прокуратур Северо-Кавказского военного округа, имеющих опыт работы в условиях боевого применения войск. В нее вошли более 30 человек во главе с заместителем главного военного прокурора.
Целью работы данной группы являлось обеспечение законности при решении задач по защите жизни и здоровья российских граждан, находящихся в Южной Осетии.
Офицеры группы осуществляли прием жалоб и заявлений от граждан России, пострадавших в ходе агрессии со стороны силовых структур Республики Грузии. Эта функция реализовывалась органами военной прокуратуры в соответствии с требованиями ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской'; Федерации», поскольку на территории Южной Осетии, где в полном соответствии с международными договорами находятся российские миротворцы, отсутствуют правоохранительные органы России.
Военными прокурорами была организована координация деятельности между сотрудниками МЧС, пограничных органов России, подразделениями Вооруженных Сил, привлекаемыми к выводу из Южной Осетии мирного населения, экспертными учреждениями, проводящими судебно-медицинское исследование погибших и раненых, а также следователями военно-следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, проводящими следственные действия по уголовному делу, возбужденному в тот же день в связи с умышленным убийством более 10 российских военнослужащих и других граждан в зоне проведения миротворческой операции.
Также органами прокуратуры проводилась работа по рассмотрению обращений большого количество пострадавших российских граждан с требованием привлечения к ответственности руководителей Грузии, которых они обвиняли в геноциде, массовых убийствах мирных российских граждан, детей, стариков, уничтожении их домов, имущества, преступлениях против человечества.
Реализуя правозащитную функцию прокуратуры, в лагерях беженцев работали бригады по оказанию юридической помощи в оформлении жалоб в международные судебные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека и Международный уголовный суд-
В свете изложенного выше представляется, что право вооруженных конфликтов далеко не совершенная отрасль международного права. На сегодняшний день мир столкнулся с угрозой глобального терроризма, не признающего нормы международного права, не соблюдающего общепризнанные нормы и правила ведения военных действий.
В то же время мировое сообщество ввиду амбициозных притязаний отдельных государств на мировое лидерство и на лидерство в тех или иных регионах мира не может скоординировать свои усилия в борьбе с данной угрозой, а также в поддержании мира в зонах вооруженных конфликтов и регионах с неспокойной межнациональной обстановкой. Эти факторы ставят перед государствами очень важную цель - разработку глобального плана сотрудничества в борьбе с терроризмом и совместного сотрудничества по поддержанию мира в «горячих точках». Однако некоторые страны, прикрываясь этой «благой» целью, стремятся осуществить свои корыстные интересы в отдельных регионах планеты, что, в свою очередь, вынуждает другие страны, в том числе и Россию, принимать адекватные меры, направленные на защиту своего суверенитета и обеспечение безопасности своих граждан.
Как представляется, совершенствование права вооруженных конфликтов должно осуществляться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах, которые должны ратифицироваться всеми странами без исключения.
Список использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.
2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.
3. Кодекс поведения должностных лиц от 17 декабря 1979 года по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169Генеральной Ассамблеи ООН.
4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. Вступила в силу: 26 июня 1987 года в соответствии со статьей 27 (1).
6. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 года.
7. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 18, 27 июля 2006 г.)
Страницы: 1, 2