Международно-правовой договор в системе национального права

В настоящее время различают договоры международных организаций между собой и между ними и государствами. В связи с этим и была принята Венская конвенция от 23 мая 1986 г. Она применяется к договорам международных организаций между собой и между ними и государствами. Конвенция также применяется к учредительным актам международных организаций и к любому договору, принятому в рамках международных организаций.

Характерно, что этот документ, как и Венская конвенция от 1969г., также регулирующая заключение договоров, является выражением воль государств. Они регулируют заключение договоров, но при этом сами являются договорами.

Определив субъектов, обладающих правом заключать международные договоры, стоит определить его структуру:

1.                Преамбула (введение) Здесь указываются цели договора, ряд формальных моментов, иногда включает конкретные нормы.

2.                Центральная часть содержит положения по существу регулируемых отношений.

3.                Заключительная часть указывает на порядок вступления в силу, действие и прекращение действия договора.

В настоящее время договор часто делится на статьи, иногда на главы. Однако, для структуры международного договора характерна возможность отсутствия всех элементов в структуре договора, но при этом важно подчеркнуть, что это не влияет на его юридическую силу: такой договор обязателен как и договор поделенный на части. Это вытекает из Венской конвенции 1969г., как и то, что не существует общепризнанной классификации наименований договора: пакты, хартии, трактаты, декларации и др.

Это можно считать особенностью договорной международной нормы и, если сравнивать их с внутригосударственными нормами, то очевидны отличия: внутри государства нормы права формально определены гораздо четче, имеют различную юридическую силу, а название документа, в некоторой степени, определяет его юридическую силу. Такие различия, на мой взгляд, обусловлены необходимостью поддерживать иерархию нормативных актов внутри государства и неравенством субъектов правотворчества в государстве и их равенством в международных отношениях.

Что касается классификации договоров, то существует множество классификаций нормативных договоров и международных договоров в частности.

В зависимости от субъекта, представляющего государство, различают межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры.

Если же взять за основание число участников, то различают двухсторонние и многосторонние договоры. Основную массу составляют двухсторонние договоры. Однако с развитием международного сотрудничества значительно возрастает роль многосторонних договоров. И это неудивительно, если учесть происходящие процессы глобализации в мире, и как следствие усиление связи между государствами и необходимостью их упорядочить.

В зависимости от объекта международного договора различают три вида договоров: политические (о союзе взаимной помощи, нейтралитете и др.), экономические (торговые, о поставке товаров, об экономическом сотрудничестве и др.), по специальным вопросам (по различным специальным вопросам в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, образованию и др.).

3. Национальное право и международно-правовой договор

3.1 Взаимодействие международного и национального права

При решении данного вопроса прослеживается три различных подхода: дуалистический и монистический в двух вариантах. Причем каждый из них в разное время имел и имеет распространение в юридической литературе.

Дуалистический подход исходит из того, что существуют две взаимосвязанные, взаимодействующие друг с другом правовые системы – международная и национальная. Надо сказать, что они имеют относительно самостоятельный характер и в процессе взаимодействия дополняют друг друга. При этом отрицается доминирование какой-либо одной правовой системы или ее частей. Такая позиция представлена в Конституции Японии. Согласно ее положениям Конституция Японии – Верховный закон страны и заключенные Японией договоры должны соблюдаться. Из этого можно сделать вывод о том, что Японская правовая система, с одной стороны, относительно самостоятельна, а с другой она признает одновременное существование относительно самостоятельной системы международного права, положения которой Япония должна соблюдать. Дуалистическая позиция также представлена в Конституции ФРГ (ст. 25): «общие нормы международного права являются составной частью Федерации» и «имеют преимущество пред законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Аналогичные положения о соотношении международного и национального права содержатся в конституционных актах других стран.

Нужно еще раз подчеркнуть, что эти правовые системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Что касается влияния внутригосударственного права (которое первично по отношению к международному) на международное, то нужно выделить прямое и косвенное влияние.

Косвенное влияние осуществляется через внешнеполитическую деятельность государства. Заключается в том, что:

I.                  Внутригосударственное право влияет на международное право через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику, которая сказывается на содержательной стороне международного права (материальное влияние).

II.               Внутригосударственное право воздействует на процесс создания и реализации норм международного права, т.е. предопределяется порядок принятия, заключения, реализации соглашений и договоров (процессуальное влияние).

Но влияние внутригосударственного права на международное проявляется также и в прямой форме. Национальное право в ряде случаев может оказывать прямое непосредственное воздействие на международное право. Это может выражаться в трансформации обычных норм, норм об иммунитете государства и его собственности, об иностранцах и других, в первую очередь прогрессивных норм.

Международное также оказывает прямое и косвенное влияние на внутригосударственное право. Косвенное выражается в том, что:

I.                  Заключая в себе прогрессивные нормы, международное право побуждает государства к их принятию и осуществлению. Например, принцип уважения прав человека сначала был зафиксирован в Уставе ООН, а затем его переняли правовые системы государств.

II.               Существует множество других способов влияния международного права на национальное общий смысл которых сводится к тому, что в послевоенные годы внутреннее право уделяет больше внимания решению вопросов, связанных с международным правом.

Прямое влияние осуществляется в нескольких направлениях:

I.                  Объявление Конституциями ряда стран принципов и норм международного права, а также объявление заключенных договоров частью национальной правовой системы. Например, в конституции Испании говорится, что «законно заключенные и официально опубликованные договоры составляют часть внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, заменены, изменены или приостановлены только в порядке, указанном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами международного права.»

II.               Трансформация норм, содержащихся в конкретных договорах и обычном международном праве, в нормы внутригосударственного национального права. Различают общую (для международного обычая) и специальную (для договоров) трансформацию.

Нужно отметить, что если в предыдущем случае говорится о создании общей конституционной нормы, основания для более тесного взаимодействия систем права, то здесь идет речь о трансформации международного права в нормы внутригосударственного права на базе общей конституционной нормы, т.е. создаются более конкретные нормы.

На данный момент прямое воздействие норм международного права на внутригосударственное, минуя процесс его адаптации к национальному праву в виде трансформации, либо полностью исключается, либо существенно ограничивается.

Это свидетельствует о том, что государства, допуская прямое включение в свои правовые системы норм договорных или иных норм международного права, руководствуются дуалистическим подходом к оценке характера взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права.

Что касается монистической концепции, то суть ее в отрицании относительной самостоятельности систем права и нередко в рассмотрении их в качестве интегрированных друг в друга и составляющих некое единое целое правовых систем. Различают два варианта монистической теории, которые исключают друг друга.

Один исходит из приоритета национального права над международным. Национальное право как выразитель воли и интересов определенного общества и государства рассматривается как система норм, обладающая приматом по отношению к нормам и принципам международного права. Этот вариант монистической теории, имеет две разновидности. Сторонники одной, придерживаясь идеи о приоритете национального права над международным, рассматривают международное право как неотъемлемую часть национального права. Сторонники другой разновидности данного варианта монистической теории расценивают международное право как нечто не совместимое с национальным правом. Подобного взгляда до Второй мировой войны придерживался и СССР.

Относительно примата международного права над национальным нужно сказать, что в научной литературе приобретает все большее значение данная концепция. В какой-то мере это действительно так. Но данное суждение распространяется не на все международное право, а в основном лишь на международное «договорное» право, так как международное право не однозначно по характеру правовых норм. К тому же не все нормы международного права признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя (например, двусторонние международные договоры, которые не обязательны для не участвующих государств). Среди обязательных норм особое место занимают основные («общепризнанные») принципы международного права (принципы суверенного равенства государств, мирного урегулирования возникающих между государствами споров и др. ), которые закреплены в конституциях ряда государств, нередко с указанием на то, что они обладают приоритетом перед нормами внутригосударственного права. Тем самым законодательно, в прямой форме закрепляется примат международного права в его отношениях с национальным правом.

Но каждом случае суверенные государства самостоятельно решают все вопросы взаимоотношения своего внутреннего права с международным правом. Так ведущие мировые державы стояли и стоят на позициях монизма. Одновременно с этим многие другие, не мирового масштаба государства, традиционно придерживались и придерживаются идей дуализма.

3.2 Международно-правовой договор в правовой системе России


Процессы демократизации российского общества с начала 90-х годов 20 века активно вторгаются не только в политическую, экономическую, культурную, социальную сферы, но также и в правовую сферу. Естественно правовые идеи привели к появлению в правовой науке того времени концепции прямого действия норм международного права на территории Российского государства. Таким образом, демократические изменения совершили отход от позитивистского правопонимания, видевшего в праве лишь продукт государственной воли, привели к пересмотру отечественной наукой своего взгляда наместо международного права в системе действующих правовых норм.

Это получило закрепление еще в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991г., а затем в ст. 32 Конституции РСФСР о том, что «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР».

В настоящее время согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Эта формулировка отличается тем, что не ограничивает круг отношений, регулируемых нормами международного права, только отношениями, связанными с правами человека.

Но что, же представляют собой отечественная и международная правовые системы в понимании российской правовой доктрины?

В отечественной юридической науке приоритетной можно назвать точку зрения, согласно которой международное и внутригосударственное право являются самостоятельными нормативными правовыми системами, находящимися в постоянном взаимодействии между собой и не имеющими примата одна над другой, т.е. господствует дуалистической представление о правовых системах. Как следствие внутригосударственный акт не может являться источником международного права, международный договор или обычай не являются источниками внутригосударственного права. Но вместе с тем растет их взаимодействие.

Это можно увидеть в той же ч.4 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что общепризнанные нормы и принципы, международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, а не законодательства или права. Ведь правовая система охватывает законодательство и еще группу явлений.

Что касается определения международного договора, то определение данное в законе «О международных договорах РФ» вполне соответствует определению в Венской конвенции о праве договоров 1986 г. В соответствии с законом "международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом».

Нужно отметить, что для вступления в силу договор должен отвечать некоторым требованиям, после выполнения которых, он может действовать в национальной правовой системе. С.Ю. Марочкин к таковым относит: признание обязательности норм договора, вступление договора в силу, его опубликование, отсылочные нормы к международному праву в законодательстве РФ (это обязательные условия), а также дополнительные условия (например, приказы министерств и ведомств). Соответственно только договор, отвечающий этим условиям может быть источником внутреннего права.

Следует сказать, что согласно 6 ст. закона «о международных договорах» международными договорами РФ являются те соглашения, применительно к которым РФ оформила свое участие, выразила свое согласие.

Здесь речь идет о ратифицированном международном договоре. Именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему.

Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.

Часть 6 ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации согласно п. «а», «з» ст.125 Конституции РФ вправе разрешать дела о соответствии не вступивших в силу международных договоров Конституции РФ.

Интересно, что, если международный договор не вступил в международную силу, а РФ выразила согласие на обязательность для нее этого договора, то этот договор не будет входить в ее правовую систему.

Еще один интересный момент связан с тем, что международное право допускает возможность заключения международного договора в устной форме. Но как вытекает из закона «о международных отношениях» (п. а ст.2), признанными являются только письменные соглашения.

Договор должен быть опубликован. Не опубликованные договоры не применяются. На это косвенно указывает ст.5 закона «о международных отношениях».

Российская правовая доктрина признает и отсылки к нормам международного права. Они не создают новые материальные нормы, а допускают применение норм международного права.

Таким образом, еще совсем недавно основным методом регулирования была юридическая норма, но с нарастанием процессов демократизации произошел пересмотр места международного договора в национальной системе права. Все более становится заметным тесное взаимодействие национальной и международной правовых систем: международно-правовые нормы и договоры признаются частью правовой системы России. Но стоит учесть, что только ратифицированные международные договоры признаются частью системы российского права. Также следует учесть, что Конституция имеет приоритет перед международным договором – противоречащий ей договор не вступает в силу на территории России.

Подводя итоги, можно сказать что, приоритет международного договора над законом при наличии ратификации позволяет обеспечить национальные интересы, оберегая внутригосударственную систему от несанкционированного действия противоречащих закону международных договоров.


Список использованной литературы

1.                Марченко М. Н. « Проблемы Теории государства и права; издательство «Проспект» 2007г.

2.                Р. А. Калампаляк, Мигачев Ю. И. «Международное право»; издательство «Эскмо» 2004г.

3.                Н. И. Мазутов «Теория государства и права»; «Юристъ» 2002г.

4.                А. Б. Венгеров «Теория Государства и права» 2004г.

5.                А. Н. Головистикова «Теория государства и права: Вопросы и ответы» 2004г.

6.                А. С. Пиголкин «Теория государства и права» ; издательство «Городец» 2003г.

7.                Н. А. Бекятев « Международное публичное право»; издательство «Проспект» 2001г.

8.                В. В. Иванов «Некоторые вопросы теории нормативного договора» журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №4,2000

9.                А. А. Ивасечко «Понятие международного договора в правовой системе России» журнал «Международное и частное публичное право» 2007 №1

10.           И.И. Лукашук «Международное право» Издательство БЕК 2005г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты