Международно-правовые основы авторского права

Передача интеллектуальных прав осуществляется путем заключения специальных договоров: авторских договоров о передаче исключительных или неисключительных прав — при передаче авторских прав; и лицензионных договоров — при передаче изобретательских прав (прав на объекты промышленной собственности).

• Неотчуждаемость интеллектуальных прав относится к личным неимущественным правам автора. В законодательстве некоторых государств личные неимущественные права именуются и рассматриваются как моральные права. В случае, если авторское право передано по договору, то личные неимущественные (или моральные) права не передаются. Это значит, что в случае нарушения, например, права на имя (т.е. использование произведения без указания автора) автор может обратиться с иском в суд о защите права авторства, даже если он заключил договор и передал свои имущественные права издательству.

Говоря о неотчуждаемости личных неимущественных прав, необходимо указать на то, что эти права являются бессрочными. Все ранее сказанное об ограничении срока защиты интеллектуальных прав имеет отношение только к охране имущественных прав.

• Особенностью субъектного состава правоотношений в области интеллектуальной собственности является то, что в качестве авторов некоторых видов интеллектуальной собственности: произведений искусства, науки, литературы, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фонограмм исполнений (смежных прав) признаются только физические липа, творческим трудом которых созданы эти произведения или объекты промышленной собственности.

Однако сказанное ни в коей мере не означает, что субъектами правоотношений в области интеллектуальной собственности могут быть вообще только физические лица. Так, например, автор изобретения может уступить полученный патент на своё изобретение любому юридическому лицу, которое становится патентообладателем. В соответствии с российским законодательством подобная передача должна оформляться специальным договором об уступке патента, который считается действительным при регистрации его в Патентном ведомстве (ст. 10 Патентного закона Российской Федерации 1992г.).

Необходимо отметить, что для некоторых объектов интеллектуальной собственности право авторства вообще не устанавливается. Это касается товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Так, например, согласно ст.2 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992г., товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Различают две основные ветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны: форма как результат творческой деятельности охраняется с помощью авторского права, существо — посредством патентного права. Соответственно говорят о двух системах охраны — фактологической (в авторском праве) и регистрационной (в патентном праве)1. В первом случае правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения (произведение обособляет самое себя), во втором случае необходимы специальные действия по обособлению результата, его регистрация.

Высказывается мнение о наличии еще одной — третьей по счету — системы охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящейся к секретам производства — "ноу-хау". Хотя охрана в этом случае и распространяется на содержание объекта, но осуществляется она без регистрации. Признается также существование в рамках фактологической системы промежуточной, "факторегистрационной" подсистемы (например, регистрация программ для ЭВМ).


ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1 Бернская конвенция (1886 г.) – старейший источник авторского права


Вопрос о том, что входит в содержание интеллектуальной собственности, решается не всегда одинаково: одни понимают под интеллектуальной собственностью все результаты творческой деятельности, другие рассматривают промышленную собственность отдельно, не включая её в состав интеллектуальной. Однако, учитывая, что интеллектуальная собственность получила конвенционное закрепление в Стокгольмской конвенции 1967г., будем включать в содержание интеллектуальной собственности три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленную собственность.

С точки зрения международного частного права Российской Федерации, регулирование правоотношений, осложненных "иностранным элементом", в области авторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в международной форме, то есть посредством международно-правовых норм.

Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в области интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, обусловлено территориальным характером интеллектуальных прав.

Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом "монументальности" действия международных норм: в 1986 году был отмечен 100-летний юбилей со дня принятия Бернской конвенции. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входит и Российская Федерация, являются 55 государств.

Редакция Бернской конвенции за более чем вековую продолжительность существования Конвенции претерпела неоднократные изменения.

В последующие годы было проведено 7 конференций, на которых вносились соответствующие изменения в текст Бернской конвенции. Не случайно при опубликовании Конвенции в сборниках документов дается ссылка на Римский, Парижский, Брюссельский, Стокгольмский и другие Акты — по наименованию городов, где проходили конференции, посвященные пересмотру Конвенции.

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971г.

Прежде чем перейти к анализу основных положений Парижского Акта, следует вернуться к 1886 году, когда была принята сама Конвенция, направленная на решение, по существу, единственной, но очень важной задачи — обеспечение охраны авторских прав граждан различных государств.

Государства-участники (а в 1886 г. участниками Конвенции было всего 10 государств), принимая Конвенцию, не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основными задачами являлись, во-первых, закрепление принципа национального режима, а во-вторых, предоставление минимального объема охраны авторских прав. В Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Первая конференция по пересмотру Бернской конвенции состоялась в 1896 году в Париже. В новом тексте Конвенции, именуемом Парижским Актом 1896г., было закреплено понятие "публикация"; отменено существовавшее ранее ограничение 10 годами права автора на перевод (отныне авторы и их правопреемники могли пользоваться правом на перевод в течение всего действия авторского права).

В Парижском Акте 1896г. было закреплено очень важное положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве — участнике Конвенции, даже тогда, когда автор является гражданином государства, не входящего в Бернский союз.

Таким образом, для применения Конвенции достаточно стало соблюдения одного из принципов: территориального (предоставление охраны произведениям, впервые опубликованным на территории государств-участников) или национального (предоставление охраны произведениям, автором которых был гражданин государства — участника Конвенции, независимо от того, на территории какого государства произведение было впервые опубликовано).

Последующим этапом в развитии Бернской конвенции стало проведение в 1908 году Берлинской конференции, на которой были вновь пересмотрены основные положения Конвенции.

Именно на конференции 1908 года был установлен срок охраны авторского права, равный продолжительности жизни автора и 50 годам после его смерти. Берлинский текст расширил круг объектов произведений искусства, включив в них произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии.

Дальнейшие изменения положений Бернской конвенции были сделаны в ходе конференций, проходивших в Риме, Брюсселе, Париже. При этом каждая конференция вносила существенные коррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охраны отдельных прав авторов. Параллельно изменялось и внутреннее законодательство государств — участников Бернского союза.

С развитием средств массовой информации, определенным прогрессом в области кинематографии, радиовещания появилась необходимость в правовом регулировании новых видов распространения произведений. Это нашло отражение в ходе проведения в 1928 году Римской конференции по изменению Бернской конвенции. Так появилась новелла о признании за автором права на трансляцию произведения по радио, включение в перечень охраняемых прав личных неимущественных прав авторов.

Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась система зашиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в 1889 году на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом Конвенции является принцип национального режима.

В последующих американских конвенциях (Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902г., Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок и литературной и художественной собственности 1906г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910г.) принцип национального режима был также закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав.


2.2 Дальнейшее совершенствование международного авторского права


Гаванская конвенция 1928г. явилась своего рода итогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, а также произведений прикладного искусства.

Необходимо подчеркнуть, что Гаванская конвенция имеет много общего с Римским актом Бернской конвенции. Оба эти документа были приняты в 1928 году и стали отражением развития литературной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной "индустрии". Более того, несмотря на отдельные отличия, принципиальных разногласий между Гаванской и Бернской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции о защите авторских прав.

Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.

Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенствования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом второй мировой войны.

Работы по унификации возобновились лишь в 1946 году: была принята новая конвенция на американском континенте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946г., именуемая "Вашингтонская конвенция", а в 1948 году на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты