Становление и утверждение, функционирование основных принципов международного права характеризует историю международных отношений и международного права. Одни из принципов международного права утвердились давно, другие сравнительно недавно, третьи находятся в стадии формирования, развития.
Нормы международного права разделяются на универсальные и партикулярные (локальные или региональные). Основные принципы, универсальные нормы относятся к императивным нормам (jus cogens). Эти нормы имеют высшую юридическую силу.
Международным сообществом на основе консенсуса в 1970 г. принципам Устава ООН была дана квалификация как основным принципам международного права. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций прямо указывается на то, что «принципы Устава, содержащиеся в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права и поэтому призывают все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения».
Основные принципы международного права, общепризнанные нормы международного права юридически обязательны для всех государств.
Профессор А.П. Мовчан отмечал, что в международном праве нет «общепризнанного свода, перечня всех его основных принципов».
К основным принципам современного международного права относятся: суверенитет и суверенное равенство всех государств; самоопределение народов и наций; принцип сотрудничества; добросовестное выполнение международных обязательств; принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; целостность и неприкосновенность государственной территории, принцип мирного урегулирования международных споров; невмешательство во внутренние дела государств и народов: принцип уважения прав и свобод человека; принцип охраны окружающей среды и др.
Важное значение имеют принципы отдельных отраслей международного права, такие, например, как принцип обеспечения безопасного использования атомной энергии, складывающийся принцип международного атомного права – недопустимость атомного заражения нашей планеты.
Международное право разделяется на отрасли и институты. Развитие отраслей международного права, формирование новых отраслей определяется объективными закономерностями жизни человечества, изменениями в сфере экономики, социальной, политической, культурной жизни.
Отраслями международного права являются дипломатическое и консульское право, право международных договоров, международное экономическое право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное атомное право, международное право охраны окружающей среды, международное уголовное право. Принципы отраслей международного права имеют свои истоки в общепризнанных принципах современного международного права.
В отраслях международного права действуют специфические, отраслевые принципы права. В монографии «Международное атомное право» подчеркивается, что «...практика в области использования атомной энергии привела также к возникновению специфических принципов международного атомного права, которые применяются только к данной области деятельности государств».
Международное сообщество вступает в XXI в. с идеями всеобщего мира, равноправного сотрудничества государств, укрепления мирового порядка, устойчивого развития человеческой цивилизации, достижения благосостояния всех наций и народов, возвышения достоинства человека. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Население Земли переживает большие трудности и невзгоды, лишения. Экономические кризисы, демографические проблемы, нехватка продовольственных ресурсов в развивающихся странах, жилищный кризис, эпидемии, уносящие миллионы жизней, – все это угрожает стабильности международного правопорядка. Существуют реальные противоречия между рядом государств, народов, населением стран, размещенных по векторам «юг – север»; «восток – запад».
Современное международное право исключает войну как средство разрешения международных споров между государствами. Однако войны между государствами и народами, населяющими отдельные государства, продолжают иметь место и в настоящий период развития человечества. Происходят существенные геополитические перемены на разных континентах, обосновываются концепции нового мирового порядка. Это происходит в результате распада Союза ССР, переориентации ряда государств Европы, растущих притязаний США на доминирующую роль в мире.
В мировом сообществе особое положение занимают народы так называемого золотого миллиарда. На Востоке все более активную роль в мировой политике играют Китайская Народная Республика, Япония, Индия, Пакистан, Индонезия. Международное право дает возможность всем государствам внести свой вклад в построение и укрепление демократического, справедливого, стабильного правопорядка.
В одном из учебников по международному праву высказано положение, что международному праву принадлежит приоритет среди факторов, влияющих на международные отношения, что «сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отношения». О примате международного права среди факторов, влияющих на международные отношения, можно поспорить. Международное право есть нормативная форма выражения правосознания. Следует согласиться с утверждением самих авторов учебника, что причиной существования и развития международного права является сам объективный процесс мирового развития во всех его многообразных проявлениях: здесь и уровень экономического развития, научно-технический прогресс, экология, демографические процессы, другие факторы воздействия. Международное право является объективной реальностью, но эта реальность имеет производный характер. Это не принижает значения международного права как фактора, влияющего на международные отношения. Следует лишь иметь в виду зависимость международного права от явлений, процессов базисного, фундаментального порядка.
В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права: дуалистическая, примата международного права и примата внутригосударственного права. Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного. Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.
Во взаимоотношениях внутригосударственного и международного права в современных условиях исторического процесса определился примат международного права. Слово «примат» (лат. primatus) означает преимущественное значение, первенство, главенство. Речь идет не об исключительности международного права, не о его юридическом верховенстве над внутригосударственным правом, а о характере взаимоотношений этих двух правовых систем.
Внутригосударственное законодательство, конституции многих государств закрепляют приоритетное значение международного договора в воздействии на внутригосударственные отношения, международный договор включается в качестве составной части в правовую систему страны. Конституция США, принятая в 1787 г. и действующая по настоящее время, впервые в истории провозгласила международный договор частью права страны. В ст. VI она предусматривает, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления».
Конституция Французской Республики в разделе VI «О международных договорах и соглашениях» утверждает, что договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55). В других статьях Конституции Франции находит выражение идея согласования национального суверенитета с положениями международно-правового акта, договора. Конституция, выражающая суверенитет государства, содержит перечень договоров и соглашений, которые могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. Если Конституционный Совет заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положения, противоречащие Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции (ст. 54). Конституция государства обладает высшей юридической силой и авторитетом. Следует отметить, что перечисленные в Конституции Франции договоры и соглашения связаны с важными интересами государства, общества, человека. Это мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, налагающие обязательства на государственные финансы, изменяющие положения законодательства, относящиеся к положению личности, уступке, обмену или присоединению территории.
Положения о взаимодействии двух правовых систем внутригосударственного и международного права получили закрепление в Конституции Федеративной Республики Германии. Федерация может законодательным путем передавать верховную власть межгосударственным установлениям (ст. 24/1). Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25).
Конституция Испании провозгласила, что законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, указанном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами международного права (ст. 96/1). Конституция определяет также, что для заключения ряда международных договоров или соглашений государственные органы должны получить предварительно разрешение Генеральных Кортесов, в том числе договоров или соглашений, влияющих на изменение или отмену какого-либо закона или принятие мер законодательного характера для их исполнения (ст. 94/1). Заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр последней (ст. 95/1).
Международное право является средством утверждения и поддержания мира, согласия и реализации других интересов государств. Конституция Японии в главе второй закрепила отказ японского народа от войны как средства решения международных споров между государствами. В Конституции подчеркивается, что, искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров (ст. 9).
В международной жизни отношения регулируются не только нормами права, в органической связи с ними действуют моральные нормы. В преамбуле Конституции Японии подчеркивается приверженность японского народа высоким идеалам, определяющим отношения между людьми, выражается убеждение народа, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам является долгом всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами.