в) по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства в прямом и обратном направлении.
Указанные услуги облагаются НДС по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги при подтверждении факта их оказания в соответствующем порядке.
В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией ТН ВЭД СНГ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов по взаимной торговле 2000 г.).
Косвенные налоги на товары, ввозимые на таможенные территории государств-участников, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы.
Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан заключили в 2002 г. Соглашение о таможенном налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территории стран - членов ЕВРАЗЭС.
В соответствии с Соглашением был произведен обмен реестрами предприятий, производящих этиловый спирт, алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию, а также участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих их ввоз-вывоз и транзитное перемещение. Государства-участники определили перечень пограничных пунктов пропуска, через которые осуществляется ввоз-вывоз указанных товаров. Налоговые и таможенные органы определили перечень и объемы необходимой информации по их производству и обороту.
3.3.Договоры об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов.
В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких десятков такого рода соглашений. Их положения в принципе похожи и в Российской Федерации применяются к следующим налогам:
- налог на прибыль предприятий и организаций;
- налог на имущество предприятий;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество физических лиц.
В частности, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Республики Шри-Ланка об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы[13], об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы; Соглашение между Правительством Мексиканских Соединенных Штатов[14] об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы; Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики[15] об избежании двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 26 июня 2000 г. Указанные соглашения применяются к налогам на доходы и имущество, взимаемым на всех уровнях в договаривающихся государствах, независимо от способа их взимания. Налогами на доходы и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей стоимости имущества или с отдельных элементов доходов или имущества, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями, а также налоги на прирост стоимости имущества.
3.4 Соглашения, касающиеся налогообложения транспортных средств и доходов от международных перевозок
Российская Федерация является участником двух видов такого рода договоров.
Первый. На основании Конвенции о налоговом режиме иностранных автомашин 1931 г. автомобили, зарегистрированные на территории государств-участников, освобождаются, при определенных условиях, от налогов или пошлин, которыми облагаются передвижение или владение автомобилями. Это освобождение не распространяется на потребительские налоги и пошлины. Конвенция не распространяется на средства передвижения, служащие для перевозки за плату пассажиров, а также средства передвижения, предназначенные для перевозки товаров.
По Соглашению между Правительством СССР и Правительством ФРГ о взаимном освобождении от налогообложения дорожных транспортных средств, участвующих в международном сообщении 1980 г., транспортные средства, зарегистрированные в одном из государств-участников и ввозимые для временного нахождения на территорию, освобождаются при определенных условиях от налогов на транспортные средства.
Второй. К числу договоров такого рода относятся соглашения об устранении двойного налогообложения в области воздушного и морского транспорта.
По Соглашению между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о взаимном освобождении авиапредприятий и их персонала от налогообложения и взносов на социальное страхование 1972 г. финляндские авиапредприятия освобождаются в России:
- от всех налогов на доходы и прибыли от воздушных перевозок и осуществления эксплуатации воздушных линий;
- от всех налогов на имущество, находящееся в РФ.
Соглашением между Правительством СССР и Правительством Итальянской Республики об освобождении от двойного налогообложения в области морского судоходства 1975 г. осуществление морского судоходства распространяется на профессиональную деятельность по перевозке морским путем людей, животных, груза и почты, осуществляемую собственниками, арендаторами, фрахтователями и судовладельцами, включая продажу транспортных документов, и предоставление услуг, связанных с такой же перевозкой. Итальянские предприятия в РФ освобождаются:
- от налогов на доходы, которые будут ими получены в результате осуществления морского судоходства между РФ, Италией и другими странами под итальянским флагом, а также от всех других налогов на вышеуказанные доходы, взимаемые в РФ;
- от всех налогов на имущество, относящееся к проведению указанной деятельности.
3.5 Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства
Указанные соглашения делятся на две большие группы:
Соглашения, по которым компетентным органом является МНС России (согласно административной реформе 2004 г. - Федеральная налоговая служба).
В указанных соглашениях нарушение налогового законодательства трактуется как "противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, за которое установлена юридическая ответственность" (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1997 г.).
Сфера применения соглашений достаточно широка, предусматривается оказание содействия:
- в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства;
- в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами;
- в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства;
- в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;
- в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства;
- в области обучения кадров и обмена специалистами;
- в иных вопросах, которые требуют совместных действий.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1996 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1998 г. и др.
Предусматриваются достаточно строгие меры по соблюдению конфиденциальности. Полученная в соответствии с договорами информация, касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной и обеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством и требованиями запрашиваемого налогового органа. Эта информация может быть использована только в целях, предусмотренных договором, в том числе для административного или судебного разбирательства. Для иных целей информация может быть использована только с согласия запрашиваемого органа.
Соглашения, по которым компетентным органом является МВД России (ранее - ФСНП РФ).
Предметом указанных договоров являются сотрудничество и взаимная помощь с целью организации эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов и другими связанными с ними экономическими преступлениями. По данным договорам термин "информация" включает любые сведения, документы, записи или отчеты, а также их заверенные или аутентичные копии.
Помощь в рамках соглашений осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемого государства и в пределах компетенции и возможностей соответствующего его органа.
Незначительный перечень форм сотрудничества зафиксирован в ст. 3 Соглашения с Грецией:
- обмен информацией;
- обмен представителями и экспертами; создание рабочих групп и организация семинаров;
- обучение кадров.
Договоры с Казахстаном, Румынией, Киргизией расширяют объем взаимодействия, включая в него:
- обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими и физическими лицами;
- взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений налогового законодательства;
- представление копий документов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц;
- обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по организации борьбы с нарушениями налогового законодательства;
- обмен опытом по созданию и обеспечению функционирования информационных систем, используемых в борьбе с нарушениями налогового законодательства;
- осуществление координации деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп и обмен представителями;
- оказание содействия в обучении и переподготовке кадров;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства 1997 г. (ст. 7) предусматривает такую форму сотрудничества, как расследования. По получении запроса проводятся "официальные расследования в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить законодательству. Результаты такого расследования передаются запрашиваемому органу. Такие расследования проводятся в соответствии с законодательством государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Запрашиваемый орган проводит расследование так, как если бы он действовал от своего собственного имени. Запрашиваемый орган может разрешить официальным лицам запрашивающей Стороны присутствовать при таких расследованиях".
На основании ст. 8 Соглашения со Швецией по запросу компетентный орган может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве экспертов и свидетелей в судах или иных органах другой стороны.
3.6 Иные соглашения, в которых имеются налоговые нормы
В числе этих договоров соглашения о гарантиях инвестиций, соглашения о поощрении и защите авторских и смежных прав, конвенции о правовом положении дипломатических, консульских и иных представительств, пользующихся налоговым иммунитетом. Указанные соглашения содержат отдельные нормы по налоговым вопросам.
Заключение
Таким образом, международное налоговое право может быть определено как особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения.
Международные налоговые соглашения не создают новых законов, они обеспечивают унификацию налоговых юрисдикции различных государств, "состыковывают" национальные налоговые законодательства. Следовательно, основным принципом применения международных налоговых соглашений выступает запрет на предоставление каждой стране больше прав и преимуществ, чем это предусмотрено ее национальным законодательством.
Особенность и в то же время исключительная важность международного налогового права обусловливается тем, что оно позволяет изучить разнокачественные правовые явления с точки зрения их взаимосвязей, результативности воздействия на международные налоговые отношения, а также возможностей их кумулятивного эффекта.
Список литературы
1. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Ю.А.Крохина. – 3-е изд., перераб. – М.: Норма, 2006. – 270 с.
2. Статья: Зарубежный опыт взаимодействия правоохранительных органов и фискальных служб: анализ информационных ресурсов как способ борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями, "Налоги и налогообложение", 2009, N 11
3. Статья: Международные налоговые соглашения в правовой системе Российской Федерации, "Финансовое право", 2010, N 4
4. Статья: Проблемы развития налогового законодательства в соответствии с принципами налогового федерализма, Авдеенкова М.П., "Налоги" (журнал), 2009, N 1
5. Тимофеева И.Ю. Налоговая безопасность государства и бизнеса: теория и практика. М.: Глобус, 2009. С. 300.
[1] Cм.: Кучеров И. И. Международное налоговое право и его источники // Международное публичное и частное право. 2001. №2.
[2] См.: Лисовский В. И. Международное торговое и финансовое право. М., 1974. С. 134-135.
[3] См.: Полякова В. В., Котляренко С. П. Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 336-337.
[4] См.: Кашин В. А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М., 1998. С. 47.
[5] См.: Лисовский В. И. Указ. соч. С. 139.
[6] См.: Толстопятенко Г. П. Указ. соч. С. 42.
[7] См.: Гончаренко И. А. Налоговые споры. Суд ЕС и принципы взаимодействия с судами Великобритании // Финансовое право зарубежных стран: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Г. П. Толстопятенко. М., 2001. С. 85.
[8] См.: Перов А. В. Налоги и международные соглашения России. М., 2000. С. 214.
[9] САПП РФ. 1992. № 5.
[10] БМД. 1994. N 9.
[11] БМД. 1995. N 7.
[12] БМД. 1994. N 12.
[13] БМД. 2007. N 11.
[14] БМД. 2008. N 11.
[15] БМД. 2008. N 5.