Международные автомобильные перевозки

Страна, участвующая в Конвенции МДП, может предоставлять право выдачи книжек МДП некоторым гарантийным объединениям. При этом не указывается, каким объединениям возможна передача таких прав. Государство вправе само решать, будет ли это коммерческая или некоммерческая организация. Требуется лишь, чтобы были установлены определенные гарантии, которые должно обеспечивать объединение. Существование гарантийных объединений позволяет возлагать на них солидарную ответственность в случае неуплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими перевозку. Пункт 7 ст. 8 устанавливает, что «компетентные органы должны, по мере возможности, требовать уплаты этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются эти суммы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению». Кроме того, государство вправе поручить эту деятельность одному из своих органов. В Российской Федерации гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

При применении книжки МДП следует учитывать, что ее положения не ограничивают и не отменяют положений национального законодательства. Это касается и правил применения таможенных режимов, установленных национальным законодательством. Согласно п. 2 ст. 47 Конвенции МДП ее положения «не препятствуют применению иных национальных или международных положений, регламентирующих перевозки».

Из Постановления кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. следует[16]:

«Украинская организация ООО «Катех-Электро» 20 февраля 1999 г. заключила договор № 342 ВП с ООО «Аметист» (г. Калуга) на поставку продукции на консигнацию. В счет исполнения данного контракта автомашиной МАЗ 49-89 КХВ/02713 КХ на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен автопогрузчик модели 40814 с соблюдением процедуры МДП. Из книжки МДП № УХ 25664790 усматривается, что автопогрузчик 12 апреля 1999 г. был доставлен в Калужскую таможню. Данное обстоятельство также подтверждается и свидетельством № А0965403, удостоверяющим доставку товаров под таможенным контролем от 12 апреля 1999 г. Из названного свидетельства Людиновского поста Калужской таможни следует, что перевозка по книжке МДП № УХ 25664790 завершена.

В этот же день согласно CWR № 031559 Калужской таможней было произведено таможенное оформление автопогрузчика, о чем свидетельствует штамп № 21 «выпуск разрешен».

Согласно рапорту № 27 младшего инспектора Чувашской таможни во время проведения оперативно-поискового мероприятия 16 апреля 1999 г. на посту ГИБДД «Хыркасы» был остановлен автомобиль МАЗ 49-89 КХВ, перевозящий автопогрузчик из города Калуги в город Казань. Инспектору таможни был представлен договор № 68/50-99 от 23 февраля 1999 г. на поставку автопогрузчика марки 40814, заключенный между ООО «Аметист» (г. Калуга) и АО «Сэвилен» (г. Казань). По признакам нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, 16 апреля 1999 г. было заведено дело о нарушении таможенных правил № 17900-159/99».

Суд в Постановлении отметил:

«Согласно статье 15 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (в дальнейшем - Конвенция МДП) при временном ввозе дорожного транспортного средства, используемого для перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП, специального таможенного документа не требуется. Пунктом 2.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 137, установлено, что регистрация транспортных средств, следующих в соответствии с Конвенцией МДП, производится таможенными органами путем указания транспортного средства в книжке МДП.

Таким образом, автомашина МАЗ 49-89 КХВ, осуществившая ввоз автопогрузчика на таможенную территорию Российской Федерации по книжке МДП, была помещена под таможенный режим временного ввоза...

Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" установлено, что перевозки грузов транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенным ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, запрещаются»[17].

Суд признал незаконной перевозку автопогрузчика украинской организацией ООО «Катех-Электро» на машине, в отношении которой таможенный режим «временного ввоза (вывоза)» завершен.

Таким образом, транспортное средство с грузом может перемещаться в соответствии с международным режимом (режимом МДП) и национальным режимом одновременно. При этом Конвенция МДП решает вопрос об их противоречии в пользу национального законодательства.

Следует также учитывать, что Конвенция МДП действует в совокупности не только с национальным, но и международным законодательством. Примером такой совокупности может служить решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 г. по делу N А41-К2-21623/05[18]:

«Из исследованных в судебном заседании документов усматривается, что 18 июня 2005 года автомашина (фирма-перевозчик - ООО «Паритет-98»), следовавшая по книжке МДП ХВ 45675459, CMR 10874 от 17 июня того же года, инвойс № 10874 от 14 июня 2005 года, с товаром «Хвойные лесоматериалы шлифованные» пересекла таможенную границу России в зоне деятельности Выборгской таможни (таможенный переход «Торфяновка»). Согласно товаросопроводительным документам на автомашине перемещался товар весом 20292 кг (28 грузовых мест)...

Согласно акту таможенного досмотра № 10122110/070705/000386 товар был доставлен с ненарушенными средствами идентификации, количество грузовых мест и вес товара соответствовал указанному в товаросопроводительных документах...

Отдел товарной номенклатуры Московской западной таможни определил (направление № 850 от 7 июля 2005), что вышеуказанный товар представляет собой «сборные строительные конструкции из древесины», а также то, что код товара по ТН ВЭД должен быть иной, чем указан в товаросопроводительных документах, представленных заявителем при прибытии».

Следует учитывать, что право перевозчика на проверку груза ограничено Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенной в г. Женеве 19 мая 1956 г.[19]. Таким образом, на наш взгляд, считать виновным его нельзя. Этот вывод также следует и из упомянутого решения арбитражного суда: «Суд считает, что реализовать право проверить содержимое грузовых мест перевозчик может только по требованию отправителя (ч. 3 ст. 8 КДПГ)... Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Паритет-98» надлежащим образом выполнило все возложенные на него таможенным законодательством обязанности...»[20]. Кроме того, обязанности и ответственность перевозчика также ограничены данной Конвенцией.

Приведенный пример показывает, что требования Конвенции МДП дополняются требованиями других международных правовых актов. Таким образом, режим МДП представляет собой комплексный режим перевозок, урегулированный Конвенцией МДП, другими международными актами и национальным законодательством.

Конвенция МДП направлена на упрощение международных перевозок, а также на исключение излишних расходов со стороны перевозчика. Однако она не ограничивает суверенные права государства, касающиеся таможенного контроля и обеспечения государственной безопасности.

Следует отметить, что требования национального законодательства могут оказаться существенным барьером для развития автомобильных перевозок. Одним из инструментов, оказывающих значительное влияние на международные перевозки российским автотранспортом, является существующая разрешительная система[21].

При упрощении международных перевозок обостряется конкуренция между перевозчиками. В этой связи нужно отметить слабую конкурентоспособность российских перевозчиков. На наш взгляд, необходимо применять меры экономического стимулирования повышения качества предоставляемых услуг. Однако такое стимулирование не принесет желаемого результата, если будет применяться только в отношении перевозчиков. Целесообразно предоставлять налоговые льготы производителям грузовой техники, отвечающей европейским стандартам (Евро-3 и требованиям приложения 2 к Конвенции МДП)[22]. Кроме того, следует смягчить налоговое бремя для производителей сложных и высокотехнологичных контейнеров. Такие меры будут способствовать развитию конкурентоспособности российских грузоперевозчиков.


Заключение


Современные международные отношения в сфере международных перевозок имеют большое значение в силу бурного развития научно-технического прогресса, усиления миграции населения и интернационализации хозяйственной жизни.

Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций за время его существования разработано более 50 конвенций, соглашений и других международных документов по вопросам автомобильного транспорта.

Говоря о законодательном регулировании международных автомобильных перевозок, можно отметить хорошую нормативную базу. Коллизионные вопросы присутствуют, но это вполне нормально для международного частного права и не может признаваться недостатком существующей системы законодательства в изучаемой области. Основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей регулируется транспортными уставами и кодексами.[23].

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.

Основой правового регулирования международных автомобильных перевозок являются: двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении; международные конвенции и соглашения; нормы внутреннего законодательства.

Автомобильный транспорт имеет огромное значение для российской экономики и населения страны. «Автотранспортом перевозится более 60% пассажиров и грузов. Автомобиль - самое массовое, доступное средство передвижения, несет огромную социальную нагрузку, являясь во многих регионах страны едва ли небезальтернативным средством перемещения. Высокая эксплуатационная и коммерческая маневренность, технологическая адаптивность к взаимодействию с другими видами транспорта, производственно-логистическими организациями дают автомобильному транспорту огромные возможности и преимущества[24].

Сегодня в России функционирует организация, объединяющая фирмы, занимающиеся международными автомобильными перевозками, которая называется «Ассоциация международных автомобильных перевозчиков». Наличие масштабной организации, объединяющей практически всех крупных российских международных автомобильных перевозчиков и обладающей широкими внешними связями, позволяет говорить о высокой организованности предприятий, функционирующих в данной сфере, богатом накопленном опыте работы, позволившем им определять собственную линию развития и выработать единую политику, в соответствии с которой сегодня действуют российские предприятия, осуществляющие перевозки в международном автомобильном сообщении.

С 1 июля 2007 года профессиональные водители имеют возможность получать визы в страны ЕС сроком на 5 лет. Значительно сократился пакет документов, которые необходимо предоставлять для получения визы. Порядка 75% всех российских перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении осуществляются по процедуре МДП (установленной Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцией МДП)[25].

Таким образом, международные автомобильные перевозки имеют большие и серьезные перспективы развития, обсуждаемые как на двустороннем уровне, так и на международной арене. Следовательно, внутреннее законодательство, его правильное понимание и применение играют важную роль в вопросах осуществления перевозок в международном автомобильном сообщении.


Список использованной литературы и источников

1.       Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП). Заключена в Женеве 14.11.1975. Грамота о присоединении СССР к Конвенции депонирована 8 июня 1982 года с заявлениями и оговоркой // АСМАП, «Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)», М., 1993.

2.       Конвенция о международной дорожной перевозке грузов от 19 мая 1956 г. // Международные перевозки грузов. СПб., 1993.

3.       Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Проспект, 2008. – 40 с.

4.       Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2008.

5.       Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. С. 2757.

6.       Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В ред. от 08.11.2007 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3805.

7.       Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. ст. 5555.

8.       Приказ ГТК от 18 мая 1994 г. № 206 «Об утверждении положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г.» (действует с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 г.) // Экономика и жизнь. 1994. № 24; Таможенные ведомости. 2002. № 10.

9.       Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. по делу № А79-253/01-СК1-397 // СПС «КонсультантПлюс».

10.  Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. по делу № А79-253/01-СК1-397.

11.  Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 г. по делу № А41-К2-21623/05 // СПС «Консультант-Плюс».

12.  Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 по делу № А41-К2-21623/05.

13.  Алиев Э.А. Международно-правовые правила автомобильных сообщений и перевозок // Транспортное право. 2005. № 4. С. 43-49.

14.  Благодарный Г. Снять барьеры на пути автоперевозчиков // Транспорт России. 25.10.2007. № 43(487).

15.  Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. Изд. «Юристъ». 2005. 270 с.

16.  Васильев Г. Не быть на рынке пасынками // Транспорт России. 25.10.2007. № 43.

17.  Гуджоян О.Д. Совершенствование методов таможенного регулирования международных автомобильных перевозок в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 60.

18.  Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учеб. пособие. СПб. 2000. С. 19.

19.  Иванова Т.А. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов: Учебное пособие / под ред. профессора Н.П. Антипова. Саратов, 2003. С. 3 - 5.

20.  Марлухина Е.О. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2008.

21.  Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 100.

22.  Официальный сайт журнала: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Васильев Г. Не быть на рынке пасынками // Транспорт России. 25.10.2007. № 43.

[2] См.: Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981. С. 138.

[3] Официальный сайт журнала: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. ст. 5555.

[5] См.: Старинская Г. Узкие места // Еженедельная информационно-аналитическая газета «Транспорт России». 05.07.2007. № 27.

[6] См.: Марлухина Е.О. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2008.

[7] См.: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. Изд. «Юристъ». 2005. С. 135-136.

[8] Марлухина Е.О. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2008.

[9] См.: Алиев Э.А. Международно-правовые правила автомобильных сообщений и перевозок // Транспортное право. 2005. № 4. С. 43-49.

[10] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учеб. пособие. СПб., 2000. С. 19.

[11] Там же. С. 20.

[12] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 100.

[13] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. С. 2757.

[14] АСМАП, «Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)». М., 1993.

[15] Приказ ГТК от 18 мая 1994 г. № 206 «Об утверждении положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г.» (действует с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 г.) // Экономика и жизнь. 1994. № 24; Таможенные ведомости. 2002. № 10.

[16] Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. по делу N А79-253/01-СК1-397 // СПС "КонсультантПлюс"

[17] Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2001 г. по делу № А79-253/01-СК1-397.

[18] Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 г. по делу N А41-К2-21623/05 // СПС «Консультант-Плюс».

[19] Конвенция о международной дорожной перевозке грузов от 19 мая 1956 г. // Международные перевозки грузов. СПб., 1993.

[20] Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2005 по делу № А41-К2-21623/05.

[21] Гуджоян О.Д. Совершенствование методов таможенного регулирования международных автомобильных перевозок в Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. С. 60.

[22] См.: Сбежнев В.А. Применение книжки МДТ // Финансовое право. 2006. № 10. С. 50-56.

[23] См.: Иванова Т.А. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов: Учебное пособие / Под ред. профессора Н.П. Антипова. Саратов, 2003. С. 3 - 5.

[24] Благодарный Г. Снять барьеры на пути автоперевозчиков // Транспорт России. 25.10.2007. № 43.

[25] См.: http://www.cmrka.ru/news.html.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты