Декларация послужила основой для последующей разработки ряда международных правовых актов в области прав и свобод человека: международных пактов о правах человека (1966г.); Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.) и др.
Последняя, имеет особое значение для Российской Федерации, которая став членом Совета Европы, взяла на себя обязательства соответствовать закрепленным в Конвенции стандартам.
Важнейшим достоинством этого документа является то, что, во-первых, она вобрала в себя практически все нормы, касающиеся личных прав человека, содержащиеся в документах универсального характера, детализировала их и предусмотрела юридические механизмы их реализации, ограничительные меры по отношению к государству и властям. Во-вторых, она очерчивает определенные границы деятельности государства, предостерегает его органы от неоправданного вмешательства в сферу личных прав и свобод человека от всевластия и произвола.
Кроме того, в отличие от Всеобщей декларации, Европейская конвенция содержит прошедший проверку временем правовой механизм обеспечения соблюдения прав человека, довольно эффективную международно-правовую процедуру действий государств и отдельных граждан по защите своих прав. Данный механизм включал Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека, объединенные в 1998г. в единый орган - постоянно действующий Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека наделен правом толкования Европейской конвенции и тем самым создает прецедентное право, развивая уже признанные стандарты в области прав человека.
2.3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах
В 70-е годы прошлого века, комиссия по правам человека разработала два важнейших документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1973г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1976г.) Оба этих пакта вступили в силу лишь через 10 лет после того, как Генеральная Ассамблея открыла их для подписания, ратификации и присоединения.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах делается серьезное предупреждение о том, что ни одно его положение не может трактоваться так, будто какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заняться какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или ограничивают их в большей мере, чем предусмотрено в настоящем документе. В Пакте закрепляются право человека на труд (ст. 6), право каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.
В процессе разработки Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социально-экономическим правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, относящихся к его имплементации.
Долгие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Так, в 1986 году Государственный департамент США направил ноту своим дипломатическим и консульским представителям за рубежом, в которой предложил им исключить из представляемых ежегодно докладов о правах человека в странах пребывания раздел, озаглавленный «Экономическая, социальная и культурная ситуация». В этой ноте, в частности, отмечалось, что США «придерживаются взгляда», согласно которому экономические и социальные права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами. Поэтому они не включаются в понятие «международно-признаваемые права человека».
В последние годы изменилась позиция как США, так и многих других стран, которые стали признавать юридическую обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В настоящее время международным сообществом уже признаны следующие положения Пакта:
1. Все права и свободы человека включая социально-экономические права неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.
2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры включая законодательные и административные для осуществления прав, закрепленных в этом международном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.
3. Государства - участники Пакта независимо от уровня экономического развития обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.
Новый подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993г.
Сейчас практически всеобщее признание со стороны государств - членов ООН получило положение Пакта о том, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами» (преамбула).
Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, «находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией», без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, «которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте» (п. 2 ст. 2). «Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона» (ст. 26). В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться «своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 27).
Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.
Все эти права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер «jus cogens» (неоспоримое право) и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта.
В последующие годы работа по созданию и совершенствованию международных документов по защите прав и свобод человека продолжилась. Была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации против женщин (1981 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения или наказания (1987 г.), Второй факультативный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах, целью которого ставилась отмена смертной казни и др. Во всех указанных документах провозглашается в качестве высшей ценности равенство людей между собой, содержатся обязательства государств по реализации положений указанных документов.
3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который международным сообществом по праву отнесен к категории Международных стандартов. Заложенные в нем положения по обеспечению и защите прав человека не имеют обязательной силы и носят декларативный характер. Но они в значительной степени воздействуют на практическую деятельность полицейских. В своей работе Берекашвили Л.Ш. и Игнатов В.П формулируют 10 принципов, вытекающих из Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка которыми могут руководствоваться полицейские любой страны:
а) Особое внимание следует обращать потенциально уязвимым группам населения (дети, старики, беженцы, переселенцы, жертвы работорговли, представители национальных меньшинств).
б) Если полицейский общается с жертвами преступлений, то необходимо проявлять сострадание, уважение, особое внимание уделять их безопасности и частной жизни.
в) Если необходимо применить силу, то это должно быть сделано в соответствии с законом и в минимально необходимой степени, вытекающей из обстановки.
г) Избегать использование силы при мирных шествиях, митингах и т.п.
д) Огнестрельное оружие применять только для защиты жизни полицейских и других лиц.
е) Арест или задержание можно проводить только при наличии достаточных оснований в соответствии с законом.
ж) Всем задержанным и арестованным необходимо обеспечить возможность немедленно сообщить семье об их месте нахождения, пригласить адвоката и воспользоваться медицинской помощью.
з) С задержанными и арестованными нужно обращаться гуманно. Не причинять, не подстрекать и не допускать любых актов пыток или жестокости.
и) Полицейский имеет право не выполнять незаконные приказы, иначе понесет юридическую ответственность
к) Если полицейскому стали известны нарушения, указанные в предыдущих стандартах, он обязан доложить вышестоящему начальнику.
Немаловажное значение для формирования и развития профессиональной этики в области расследования преступлений и отправления правосудия в настоящее время также играют Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (приняты Экономическим и Социальным Советом ООН 24 мая 1989г.), Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996г.), Европейский кодекс полицейской этики (принят Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001г.).
Заключение
Приведенные выше международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Одни носят характер деклараций, а их нормы служат лишь в качестве рекомендаций, например «Всеобщая Декларация прав и свобод человека». Другие являются международными договорами, т.е. обязательными нормами поведения для государств, ратифицировавших эти договора, например, Международный пакт о культурных, гражданских и политических правах, но в любом случае эти основополагающие документы принято считать международными стандартами, источниками создания новых правовых норм. Именно в них заложены концептуальные основы зарождения и формирования правовой системы – права прав граждан.
Побудительным мотивом для использования в качестве международных стандартов приведенных выше документов явилось не только необходимость и стремление государств развивать свою правовую систему в соответствии с современными тенденциями, но и официальная позиция Организации Объединенных наций. Комиссия по правам человека приняла в 1946 году решение, согласно которому Билль по правам человека должен состоять из трёх документов: Декларации прав человека, пакта о правах человека, и Мер по имплементации Пакта о правах человека в законодательства заинтересованных стран. При этом комиссия исходила из того, что декларация должна оставаться рекомендацией Генеральной Ассамблеи, а Пакт - международно-правовым договором, содержащим конкретные обязательства государств.
В настоящее время перед практикой встал актуальный вопрос о придании, рассмотренным выше основополагающим нормативным актам, большей эффективности и универсальности. Это объясняется тем, что многие государства не желают связывать себя излишними обязательствами. Так до сих пор в ряде Пактов не участвуют даже постоянные члены Совета Безопасности ООН, в том числе и США.
Важной проблемой, не нашедшей пока окончательного решения является установления реального соотношения международного и внутригосударственного права. Вопрос состоит в том, что уровень социально-экономического развития государств и стабильность их политических институтов и структур отнюдь не одинаковы. Поэтому для исключения коллизий между общепринятыми международными стандартами и внутригосударственным правом необходимо найти модель, обеспечивающую примат международных правовых норм над внутригосударственными в процессе их применения судами, государственными учреждениями и организациями, коммерческими структурами и физическими лицами.
Несмотря на эти сложности, международные стандарты получают всё большее признание государств. Роль международных стандартов в защите прав и свобод человека хорошо просматривается в частности при анализе Конституции Российской Федерации, закрепившей положение о том, что при отсутствии соответствующей нормы в международном законодательстве необходимо руководствоваться общепризнанными нормами и принципами международного права. Судебная практика поддержала это предложение, что означает признание фактического и юридического приоритета международных норм над национальными. Усилия, направленные на приведение внутреннего законодательства РФ в соответствие с требованиями международных стандартов, прилагают и законодательные органы Российской Федерации.
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека / Международное право в документах: Сборник документов. / Сост. Н.Г. Блатова. - М., 1982.
2. Пакт о гражданских и политических правах. - Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.
3. Пакт об экономических, социальных и культурных правах. - Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.
4. Устав Организации объединенных наций от 26 июня 1945 года. Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
5. Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит-М», 2009.
6. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. / М., 1994.
7. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА, 1996.
8. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002.
Страницы: 1, 2