Международный арбитраж
Задача №1
В 1998 году из США было получено поручение районного суда Восточного района штата Мичиган Южного отделения по делу "Крайслер Интернэшнл против Глобал". Оно было исполнено. Однако в ряде случаев Министерство юстиции США, ссылаясь на законодательство США и правоприменительную практику, отказывается передавать поручения российских судов.
Какое соглашение и в какой форме было заключено между СССР и США об исполнении судебных поручений? Какой порядок отношений он предусматривает?
Решение.
Правовая помощь, являясь неотъемлемой частью международных отношений, регулируется нормами международного частного права и играет важную роль при реализации учреждениями юстиции различных государств своих функций. Она представляет собой их сотрудничество по оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам на основании двусторонних и многосторонних договоров, заключенных соответствующими государствами, а также на условиях взаимности.
Одной из форм реализации учреждениями юстиции своих функций в сфере оказания правовой помощи является направление и исполнение судебных поручений, заключающихся в обращении суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве отдельных процессуальных действий (вручение судебных документов, получение свидетельских показаний и т.д.) на территории этого другого государства. По общему правилу судебные органы могут выполнять те или иные процессуальные действия исключительно в пределах своего государства. Для производства указанных действий за границей требуется согласие государства, на территории которого должно быть совершено такое действие. В связи с этим процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения.
Из многосторонних договоров, регулирующих данный вид отношений, следует выделить Конвенцию по вопросам гражданского процесса, заключенную в Гааге 1 марта 1954 г. Это документ, имеющий наибольший круг участников, среди которых Австрия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Турция, Финляндия, Франция, Германия и др. СССР присоединился к ней в 1966 году. В настоящее время Россия как правопреемник СССР также является участником данной Конвенции. Гаагская конвенция 1954 года предусматривает дипломатический порядок направления и исполнения судебных поручений, который состоит в том, что заинтересованное учреждение юстиции направляет судебное поручение не напрямую в компетентный орган другого государства, а по дипломатическим каналам через Министерство иностранных дел. Эта достаточно распространенная процедура имеет довольно существенный недостаток, заключающийся в длительном сроке прохождения инстанций. В одном только Министерстве иностранных дел документы могут "пролежать" около месяца в связи с особенностями направления дипломатической почты. И нередко случается так, что на момент исполнения судебного поручения необходимость в нем уже отпала. Более упрощенная процедура предусматривается, как правило, двусторонними договорами.
Российской Федерацией (СССР) заключено довольно большое число двусторонних договоров об оказании правовой помощи. Среди них соглашения с Грецией (1981 г.), Италией (1979 г.), Кипром (1984 г.), Молдовой (1993 г.), Эстонией (1993 г.) и др. Значительная часть этих договоров устанавливает сношение учреждений юстиции через центральные органы (в Российской Федерации это Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации), что позволяет значительно сократить срок прохождения документов. Подобное правило распространяется и на недавно заключенный (25 августа 1998 г.) договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам.
Хотелось бы также отметить Соглашение России (СССР) и США от 22 ноября 1935 г. в форме обмена нотами "О порядке судебных поручений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки". Несмотря на столь давний срок заключения и недостатки в практике его исполнения, вызванные скорее политическими, нежели практическими обстоятельствами, этот документ не утратил своей силы и значимости. Являясь по сути дела единственным документом, регламентирующим исполнение судебных поручений по гражданским и семейным делам, направляемых российскими судами для исполнения в США и соответственно судами США для исполнения в России, данное Соглашение не реализуется органами юстиции в должной мере, оставаясь забытым и обойденным как в научных трудах, посвященных международным отношениям, так и на практике. В 1998 году в США было направлено лишь одно судебное поручение, касающееся производства отдельных процессуальных действий в соответствии с Соглашением, - запрос из Первомайского районного суда г. Пензы. Остается лишь надеяться, что он будет исполнен компетентными органами США, а не возвращен с традиционной отпиской Министерства юстиции США, содержащей рекомендацию воспользоваться услугами американского частного юриста. Кроме того, ситуация осложняется еще и тем, что, несмотря на незамедлительное и безусловное содействие МИДа и Минюста России в оказании правовой помощи судам США (назовем лишь поручение районного суда Восточного района штата Мичиган, Южного отделения по делу "Крайслер Интернэшнл против Глобал", исполненное в 1998 году за считанные дни), Министерство юстиции США, ссылаясь на законодательство США и правоприменительную практику, отказывается передать поручения российских судов.
Как же решается рассматриваемый вопрос, если между государствами нет соглашений о правовой помощи и они не являются участниками Гаагской конвенции 1954 года, а необходимость в передаче судебных поручений есть? В таком случае соответствующие просьбы органов юстиции направляются только по дипломатическим каналам. Решения об их исполнении компетентными органами принимаются по каждой такой просьбе отдельно. Кроме того, органам, направляющим просьбы, рекомендуется придерживаться стандартных требований к форме поручения об оказании правовой помощи. Существует также практика, когда для устранения возможных разногласий в процессе исполнения судебных поручений, министерства иностранных дел и посольства государств обмениваются соответствующими нотами.
Перечисленные способы регулирования отношений, связанных с осуществлением правовой помощи в виде исполнения судебных поручений по гражданским и семейным делам, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Но в совокупности они позволяют гибко и эффективно решать поставленные перед органами юстиции задачи в области защиты прав и интересов граждан за рубежом.
Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством РФ и международными договорами РФ. Судебные поручения российских судебных органов судам иностранных государств должны направляться в Министерство юстиции РФ, а затем за границу через МИД РФ. Поручения снабжаются переводом на соответствующий иностранный язык.
Поручения иностранных судов о производстве в РФ процессуальных действий должны направляться посольствами иностранных государств в МИД РФ. Он направляет поручение в Министерство юстиции РФ, которое, в свою очередь, направляет его соответствующему суду. Документы об исполнении поручения направляются российским судом через Министерство юстиции РФ в МИД РФ. Судебные органы могут принимать к своему исполнению только те поручения иностранных судов, которые были получены через МИД РФ. Если судебный орган получает непосредственно от иностранного суда поручение о производстве того или другого действия, то оно должно оставляться судами без исполнения. Иной порядок исполнения судебных поручений установлен в договорах о правовой помощи, заключенных РФ с некоторыми странами (см. выше). Эти договоры содержат постановления о взаимном исполнении судебных поручений и поручений всех других учреждений юстиции, которые занимаются гражданскими, семейными и уголовными делами. К числу таких учреждений кроме судов, органов прокуратуры и государственного нотариата относятся также загсы, органы опеки и попечительства.
Многосторонней конвенцией о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г. установлено, что при оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные органы, если конвенцией не установлен иной порядок. Договоры о правовой помощи СССР с бывшими социалистическими странами устанавливали порядок непосредственных сношений между центральными органами юстиции договаривающихся стран. Взаимные сношения органов юстиции существенно облегчаются тем, что они могут пользоваться при этом своим языком. Оказание правовой помощи, согласно договорам, может состоять в выполнении ряда процессуальных действий (составление и пересылка документов, проведение обысков и выемок, пересылка и выдача вещественных доказательств, допросы обвиняемых, свидетелей, исполнение поручений о вручении документов). Учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы государства, направившего поручение, если это не противоречит законодательству страны исполнения поручения. Все поручения об оказании правовой помощи исполняются бесплатно.
Вопрос о возможности применения в РФ при исполнении поручения процессуального законодательства соответствующего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству РФ, решается по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи. Верховным судом РФ и Прокуратурой РФ (п. 2 постановления "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г.). По некоторым договорам о правовой помощи (с Болгарией, Чехо-Словакией) предусмотрено' выполнение поручений не только судов, прокуратуры и органов нотариата, но и загсов. В этих договорах установлено, что учреждения записи актов гражданского состояния одной страны по ходатайству учреждений другой страны пересылают для служебного пользования выписки из книг регистрации актов гражданского состояния без перевода и бесплатно через свой вышестоящий орган.
В некоторых договорах (например, с Финляндией, Италией, Грецией, Алжиром, Тунисом, Кипром) предусмотрено, что оказание правовой помощи не должно наносить ущерба суверенитету и безопасности, а также противоречить основным принципам законодательства запрашивающего государства (публичному порядку).
Задача №2
международный арбитражный договорной цессия
Между бельгийской и американской фирмами в 1996 году был заключен договор уступки права иска, требования и долга, по которому первая фирма передала второй права требования с российского акционерного общества возврата средств, полученных последним от бельгийской фирмы по договору о предоставлении ссуды. Американская фирма открыла в России свое представительство и обратилось в арбитражный суд РФ с иском к российскому акционерному обществу о взыскании долга по ссуде, выданной бельгийской фирмой.
В договоре о предоставлении ссуды стороны предусмотрели, что все возникшие из него споры и разногласия будут разрешаться путем переговоров, а в случае невозможности разрешения спорных вопросов мирным путем – в Арбитражном институте при торговой палате города Стокгольма в соответствии с регламентом этого арбитражного института.
Предъявляя иск в арбитражный суд Российской Федерации, цессионарий считал, что арбитражная отговорка как соглашение сторон является самостоятельным, не зависящим от основного договора условием и имеет не материально-правовой, а процессуальный характер, поэтому не могла быть передана ему по договорной цессии.
Страницы: 1, 2