Международный правопорядок
1. Содержание принципов сотрудничества и добросовестного выполнения обязательств по международному праву и их роль в обеспечении и поддержании международного правопорядка
Принципы международного права – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.
Основные принципы международного права зафиксированы:
- Устав ООН;
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
- Заключительный акт СБСЕ 1975г.
Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой – их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Для принципов международного права характерно:
- универсальность;
- необходимость признания всем мировым сообществом;
- наличие принципов-идеалов;
- взаимосвязанность;
- авангардность;
- иерархичность.
Принцип сотрудничества
Идея всестороннего сотрудничества воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем.
Определены также основные направления сотрудничества:
• поддержание мира и безопасности;
• всеобщее уважение прав человека;
• осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
• сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;
• содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других принципов. Здесь и поддержание мира, и уважение прав человека, и сотрудничество в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна только путем сотрудничества. Очевидно, в этом и заключена суть принципа сотрудничества.
С юридической точки зрения принцип уязвим. Юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству столь же сложно, как и обязать его к дружбе с тем или иным государством. Все это дало основание ряду юристов отрицать юридический характер принципа сотрудничества.
Есть и юристы, считающие, что принцип установил юридическую обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях международных отношений (Н.А. Ушаков). При этом, однако, не указывают, как юридически может быть обеспечена эта обязанность.
Думается, как часто бывает, истина находится посредине. Принцип в значительной мере носит характер идеи, пронизывающей все остальные принципы и раскрывающей в них свое содержание. Особое значение имеет принцип добросовестности, обязывающий добросовестно относиться к развитию всестороннего сотрудничества, добросовестно в духе сотрудничества подходить к решению международных проблем, а также к применению норм международного права, включая принципы. Принцип носит и целеполагающий характер, в его свете должны толковаться иные принципы и нормы.
Для понимания принципа сотрудничества существенное значение имеет история его создания. Он воплотил идею принципа мирного сосуществования.
В постконфронтационную эру острота идеологической борьбы существенно снизилась, изменился характер этой борьбы. Однако различия между государствами все еще весьма существенны, и международное право требует их уважения. Поэтому едва ли можно согласиться с весьма распространенным мнением, будто идея мирного сосуществования почила естественной смертью, которое высказывается и в бывших социалистических странах. Думается, что без идеи мирного сосуществования принцип сотрудничества лишится главного содержания. Развитие содержания принципа невозможно без учета опыта, связанного с принципом мирного сосуществования.
Что же касается борьбы идей, то она представляет собой закономерность прогрессивного развития международного права. К сожалению, в мировой литературе доминируют западные юристы. Соответствующая этому роль принадлежит им и в процессе официальной и доктринальной кодификации международного права. Не стало достаточно интернациональным и международно-правовое образование.
Несмотря на различия во мнениях относительно юридического характера принципа сотрудничества, он воплощает одну из центральных идей международного права. В соответствии с этой идеей и будет строиться и функционировать международно-правовой порядок.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права (jus necessarium). На рубеже XX в. Л. А. Камаровский и В. А. Уляницкий писали: «Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов».
Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.
Содержание принципа развивалось с ростом потребности в эффективном международном праве. Упрочивалась и социально-политическая база принципа по мере того, как международное право становилось все более необходимым для обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества.
Значение принципа для достижения целей международного сообщества нашло отражение в Уставе ООН. Одна из главных задач определена так: создать условия, при которых может соблюдаться «уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». В качестве принципа Организации указано: все члены ООН «добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации» (п. 2 ст. 2). В данном случае отмечу положение, имеющее общее значение. Права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть обеспечены государствам только при условии выполнения обязательств.
Содержание принципа изложено в Декларации о принципах 1970 г. В этом документе подтверждается его значение для поддержания мира и безопасности, а также для достижения иных целей ООН; подчеркивается иерархия обязательств и тем самым норм, из которых они вытекают. На высшую ступень поставлен, разумеется, Устав ООН.
Как известно, Уставом предусмотрена преимущественная сила вытекающих из него обязательств в случае конфликта с иными обязательствами государств (ст. 103). Тем не менее, Устав не лишает целиком силы противоречащие ему обязательства. Декларация пошла дальше, определив, что принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на обязательства, принятые в соответствии с Уставом.
Напомню, что западные державы не допустили включения соответствующего положения в Венскую конвенцию о праве международных договоров. Конвенция ограничивается ссылкой на ст. 103 Устава ООН. Тем не менее шаг в соответствующем направлении был сделан путем включения в Конвенцию норм о ничтожности и недействительности договоров, противоречащих императивным нормам международного права (ст. 53, 64).
После обязательств по Уставу стоят обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим принципам и нормам. Выдвигая на первый план обязательства по Уставу и общепризнанным нормам, Декларация тем самым подтверждает универсальный характер, всеобщность международного права, а также центральное положение общего международного права, состоящего из общепризнанных принципов и норм.
Декларация дала ответ на довольно часто обсуждаемый вопрос о соотношении суверенитета и обязанности соблюдать международное право, включив в принцип суверенного равенства положение об обязанности выполнять полностью и добросовестно международные обязательства.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г., в общем, содержит те же положения, что и Декларация. Особо оговаривается положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. Положение отразило растущее значение национального права для обеспечения выполнения международных обязательств.
Рассматриваемый принцип закреплен законодательством РФ. В Законе о международных договорах Российской Федерации 1995 г. говорится: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву».
Надежную гарантию выполнению обязательств способно создать лишь правовое государство. С другой стороны, верность международным обязательствам следует признать необходимым качеством правового государства. Низкий уровень законности и правовой культуры в стране не может не сказываться на отношении к международному праву. К сожалению, пока немногие государства идут в своем уважении к международному праву столь далеко, чтобы конституционно обеспечить выполнение государственными органами международных обязательств.
Более того, порой встречаются явно несовместимые с международным правом конституционные положения. Примером может служить ст. 4 Конституции Панамы 1978 г.: «Республика Панама уважает общепризнанные нормы международного права, которые не противоречат ее национальным интересам». Немало государств фактически придерживаются близкой позиции. В свое время Государственный секретарь США Д. Ачесон заявил, что «международное право не относится к вопросам высшего могущества» и что «выживание государств не является объектом права». По мнению юридического советника Госдепартамента А. Софайера, Конгресс и Президент обладают по конституции властью в некоторых условиях действовать вопреки международному праву. В связи с этим хотелось бы напомнить решение Верховного суда США еще 1890 г. по делу «In re Neagle», в котором сказано, что обязанность честно выполнять договоры подразумевает все «обязательства, вытекающие из... наших международных отношений». Думается, что позиция США в той или иной мере не чужда мышлению государственных деятелей и некоторых иных стран, но только представители американской администрации позволяют себе высказывать подобные мысли открыто. Поэтому их и приходится цитировать.
В документах речь идет об «обязательствах» по международному праву. Под этим понимаются обязательства, вытекающие как из договорных, так и из обычных норм. Далее, «обязательство» и «обязанность» — это не идентичные понятия. Обязательство включает не только обязанности, но и соответствующие права. Это, в частности, видно из общепринятого выражения «договорные обязательства». Права также должны осуществляться добросовестно, т. е. в соответствии с целями и принципами международного права, без ущерба для законных интересов и прав других субъектов.
Страницы: 1, 2