Многоуровневая система субъектов государственного управления

В настоящее время существуют 18 министерств[9]:

1.                Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

2.                Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

3.                Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

4.                Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

5.                Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

6.                Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)

7.                Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

8.                Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

9.                Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

10.           Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)

11.           Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)

12.           Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)

13.           Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

14.           Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)

15.           Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

16.           Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

17.           Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

18.           Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России)

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.

Государственный комитет Российской Федерации — является центральным органом федеральной исполнительной власти, который на основе коллегиальности осуществляет межотраслевое регулирование.

Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии, заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций.

К федеральным органам исполнительной власти также относятся:

Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство – генеральный директор; федеральный надзор России – начальник федерального надзора России..

Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации[10].

Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт–Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятельности и основные полномочия.



Заключение


Итак, в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти - это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона.

Используемая литература:


1.                Конституция Российской Федерации 1993 года

2.                Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».

3.                Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

4.                Указ Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти».

5.                Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст. 17, п. 3; ст. 18, п.5

6.                Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

7.                Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I.Сущность и основные институты административного права. Учебник для юридических вузов. Система ГАРАНТ, 2008

8.                Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы,- М., 2002

9.                Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, М- 2007

10.           Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс, М - НОРМА, 2002

11.           Государство, власть, управление и право. Под ред. Н.И. Глазуновой, М., 2003

12.           Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве, М., 2008

13.           Князев С.Д. Административное право, В., 2007

14.           Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. Альбом схем, М., 2006

15.           Козлова Ю.М. Попова Л.Л. Административное право, М - ЮРИСТ, 2003

16.           Марченко Н.М. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московского университета, 2007

17.           Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие, М., 2006

18.           Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993, М., 2005

19.           Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова - М- ЮРИСТ., 2007

20.           Плехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации, М., 2006

21.           Субъект РФ. Правовое положение и полномочия. Полянов С.К; М, 2005

22.           Тихомиров Ю.А. Публичное право, М., 2008

23.           Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. Стрекозова В.Г., М., 2007

24.           Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия под ред. Проф. Редько Т.Н., М., 2008

25.           #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.

[2] Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы

[3] Тихомиров Ю.А. Публичное право

[4] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I.Сущность и основные институты административного права. Учебник для юридических вузов. Система ГАРАНТ, 2008

[5] www.rg.ru/oficial/from_min/prezident/352.htm

[6] Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы,- М., 2002

[7]#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2008


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты