Монархическая форма правления: понятие и признаки

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне.

Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия - это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава самовластный монарх который никому на свете о своих делах ответу дать не должен)[17].

Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

Тирания. По Аристотелю тирания есть искажение монархии. Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".[18]

Тирании часто являются следствием социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два исторических периода дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.


2.2.                       ВИДЫ МОНРАХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.

Как уже говорилось, абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.

Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного и экономически господствующего класса.[19] Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.

В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.[20]

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ограниченная монархия.

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий, не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).[21]

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства -монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который осуществляет законодательную функцию. Управление страной осуществляет монарх, перед которым, а не перед парламентом, несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.[22]

В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх лишь номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.[23]


2.3 МОНАРХИЯ СЕГОДНЯ

 

В последние годы интерес политиков к республиканской форме правления заметно снизился. Во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики, усиливается ностальгия по монархической системе, а государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Многие люди связывают с монархией стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран,

В последнее время в средствах массовой информации политиками и учеными-правоведами часто высказывается мнение, что именно сейчас в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.

Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков, которые обращались с конституционной инициативой об изменении основного закона - Конституции по вопросу продления полномочий президента, «назначение-выборы» действующего президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь как уже упоминалось, авторитет монарха полностью зависит от его государства.[24]

Сегодня в мире 44 монархических государств: от второй по величине в мире Канады до крошечных Ватикана, Монако или Бутана. То есть каждое пятое государство мира. При этом среди 71 государства мира, население которого живет «выше среднего», 28 монархий – 39,5% или 64% монархических государств. Среди пяти самых благополучных государств мира 4 монархии: Норвегия, Канада, Австралия и Дания. Среди десяти самых благоприятных стран мира для ведения бизнеса семь монархий: Новая Зеландия, Канада, Норвегия, Австралия, Дания, Великобритания и Япония.
 По уровню жизни в среднем монархии превосходят республики в 5 раз. Уровень преступности в среднем по республиканским странам в 5,5 раз выше, чем среди монархий. Три наименее криминализированные страны мира – монархии (Катар, Саудовская Аравия и Япония), а среди 40 самых криминальных стран мира только три монархии (Ямайка, Таиланд и Папуа-Новая Гвинея). По уровню развития инноваций первые три места в мире занимают монархические государства.

Монархисты за последнее время одержали ряд убедительных побед на самых различных выборах. В 1999 году на референдуме в Австралии народ с огромным перевесом голосов высказался за сохранение монархии. Монархию учредило Западное Самоа. На референдуме в 2003 году жители Лихтенштейна высказались за расширение полномочий своего Князя и усиление монархической власти.[25]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе были исследованы сущность монархической формы правления, ее признаки, оценены достоинства и недостатки монархической формы правления, прослежены исторические разновидности монархии и исследованы существующие виды монархической формы правления.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Монархия имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) следующим образом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Данная тема была раскрыта многими философами и политологами различных времен. Первым из них был Аристотель, который выделял монархию как одну из трех наилучших форм правления.

Монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически сложившимися институтами.

Монархическая форма правления в настоящее время успешно развивается; примером тому служат монархические государства по всему миру, и эти государства являются одними из самых благополучных по уровню жизни населения, по степени криминальной обстановки в стране, по уровню развития и внедрения инноваций, по возможности ведения частного бизнеса.

Важно отметить участие религиозного начала в существовании монархии, как государственной Верховной власти. Без религиозного начала единоличная власть, хотя бы и самого гениального человека, может быть только диктатурой, властью безграничной, но не верховной, а управительной, получившей все права лишь в качестве представительства народной власти.

Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

Таким образом, необходимым условием существования и реального действия монархии является истинная вера народа в Бога, в Божественное начало монарха.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Александров И.А. Монархии Персидского залива. - М., 2000. – 284 с.

2. Аристотель Политика. - СПб.: изд-во Азбука, 2000. – 428 с.

3. Баглай. М.В, Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: изд-во Норма, 2000. - 369 с.

4. Валишевский К.Роман императрицы. Екатерина II.- С.-П., 1908. – 685 с.

5. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: изд-во Юриспруденция, 2000. - 357 с.

6. Дементьев В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. – Ярославль, 2004. – 286 с.

7. Зернов И.Н. Монархия как высшая стадия демократии // Москва. -2008. - № 4. – 189 с.

8. Ильин И.А. О монархии и республике. Собрание сочинений в 10 т. - М.: Русская книга, 1994. - 467 с.

9. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1921. - 264 с.

10. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: изд-во Мысль, 1993. - 452 с.

11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: изд-во Юрист, 2001. – 305 с.

12. Любич А.А., Будущее за монархией // Литературная газета. – 2009. – 11 сентября.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 21. - М., 1995. - 457 с.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.:изд-во Юристъ, 2001. - 426 с.

15. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права. - М., 1997. -253 с.

16. Протасов В.Н. Теория права и государства. - М.: изд-во Новый Юрист, 1999. – 412 с .

17. Проценко Ю. П. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Волгоград, 2004. – 264 с.

18. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М.: изд-во Справочник, 1998. - 284 с.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: изд-во ЮНИТА, 1995. 385 с.

20. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М.: изд-во Норма, 2002. - 382 с.

21. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. - М.:1998. - 294 с.

22. Чудаков М.Ф. Конституционное право зарубежных стран. - Минск, 1998. 334 с.


[1] Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: изд-во Юриспруденция, 2000. С. 65

[2] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.:изд-во Юристъ, 2001. С. 204.

[3] Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М.: изд-во Справочник, 1998. С. 127.

[4] Любич А.А., Будущее за монархией // Литературная газета. – 2009. – 11 сентября.

[5] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: изд-во Юрист, 2001. - С. 194

[6] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: изд-во Мысль, 1993. С. 208.

[7] Баглай. М.В, Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: изд-во Норма, 2000. С. 174.

[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: изд-во ЮНИТА, 1995. – С. 285.

[9] Ильин И.А. О монархии и республике. Собрание сочинений в 10 т. - М.: Русская книга, 1994. С. 348.

[10] Зернов И.Н. Монархия как высшая стадия демократии // Москва. -2008. - № 4. – С. 12.

[11] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. -  М.:1998. С. 177.

[12] Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М.: изд-во Норма,  2002. С. 115, 141, 160

[13] Валишевский К.Роман императрицы. Екатерина II.- С.-П., 1908. С. 3.

[14] Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1921. С. 155.

[15] Решетников Ф.М. Указ.соч. С. 238.

[16] Дементьев В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. – Ярославль, 2004. С. 68.

[17] Лазарев В.В. Указ. соч. С. 228.

[18] Аристотель Политика. - СПб.: изд-во Азбука, 2000. С.348.

[19] Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 21. - М., 1995. С. 171.

[20] Александров И.А. Монархии Персидского залива. - М., 2000. С. 14.

[21] Пиголкин А.С. Общая теория государства и права. - М., 1997. С. 129.

[22] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М.: изд-во Новый Юрист, 1999. С. 240.

[23] Чудаков М.Ф. Конституционное право зарубежных стран. - Минск, 1998. С. 149.

[24] Проценко Ю. П. Образование и развитие абсолютной монархии в России. – Волгоград, 2004. С. 94.

[25] Любич А.А. Указ. соч. С. 7.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты