Монархическая и республиканская формы правления и их разновидности

Президент в парламентарной республике наделен рядом других формальных полномочий, но фактическая власть осуществляется премьер–министром. Президент формально назначает премьер–министра, министров правительства, но назначить он может только тех, кто пользуется доверием парламента, т.е. тех, кто опирается на парламентское большинство. Как правило, это лидеры партии (партий), победивших на выборах. Президент связан по рукам и ногам и законами, и традициями. Формально возглавляя государство, фактически он выполняет любую волю правительства и парламента.

В парламентарной республике, помимо законов, издающихся парламентом, помимо актов правительства, могут издаваться и акты главы государства – президента. Но, в абсолютном большинстве случаев, акты президента должны проходить процедуру контрассигнации. Без подписи премьер–министра или министра они недействительны.

В парламентарной республике у правительства может быть, так называемая, солидарная ответственность, т.е. недоверие одному члену правительства может вызвать отставку всего правительства. Обычно это касается недоверия кому–либо из ключевых министров: министру обороны, финансов, внутренних дел. Отставка кого–либо из важных министров и связанная с этим отставка правительства часто влечет роспуск парламента, поскольку правительство может потребовать от президента совершить такое действие, и президент обязан его выполнить.

Смешанная республика иногда именуется то полупрезидентской, то полупарламентской. Но эта республика, так или иначе, сочетает в себе черты как одной, так и другой. От президентской республики в данной форме присутствует такая характерная черта, как избрание президента непосредственно народом, т.е. президент получает мандат от народа и обладает большой властью. От парламентской республики – то, что глава исполнительной власти имеет возможность распускать парламент, а правительство зависит от парламента, поскольку парламент обладает правом на вотум недоверия. Формально, президент при смешанной форме может назначать любое правительство, но поскольку парламент обладает правом вотума недоверия, президент сообразует свою волю с расстановкой сил в парламенте и назначает главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента, т.е. представителя самой большой фракции либо партийной коалиции. Это может привести к тому, что президент представляет одну часть политического спектра, одну партию, а правительство, которое должно быть при нем, состоит из лиц, которые разделяют иные политические взгляды. В результате может возникнуть конфликт. Такая ситуация была в самой известной смешанной республике – современной Франции. Ситуация, когда президентом был социалист Миттеран, а премьер–министром – представитель правой партии ОПР – Жак Ширак, в литературе получила название «сожительство». После парламентских выборов 1997 года во Франции опять появились «сожительство», только теперь Президентом стал Жак Ширак, а Премьер–министром (после завоевания социалистами большинства в Национальном Собрании) – социалист Лионель Жоспен. Вообще, Франция служит всегда примером при рассмотрении смешанной полупрезидентской–полупарламентской республики.

Принято считать, что в большинстве посткоммунистических стран, таких как Польша, Словения, Югославия, Македония, Словакия, установились смешанные республиканские формы правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство. А президент избирается непосредственно народом.

К смешанным формам относят также республики Финляндия и Португалия.

В научной литературе встречается термин, который обозначает особую разновидность республики – теократическая республика. Теократическая республика – это республика, где главным лицом является духовный глава государства, т.е. лицо, возглавляющее господствующую религиозную конфессию. Конкретным примером может служить Исламская Республика Иран, где по конституции 1979 года предусмотрен пост избираемого президента, а, кроме того, руководителя государства, которым является высшее духовное лицо (имам или факих). Высшее духовное лицо, руководитель Ирана, избирается или назначается советом экспертов, который создан в 1982 году из представителей высшего духовенства Ирана, в состав этого совета экспертов входят 93 священнослужителя. Если наступит смерть или произойдет отставка этого высшего должностного лица, обязанности руководителя государства будет выполнять коллегиальный орган, состоящий из нескольких десятков человек. Он будет выполнять свои функции до избрания высшего руководителя – имама страны.

При характеристике форм правления последнее время применяется термин гибридные формы правления. Так называют полупрезидентские, полупарламентарные республики, – президентские республики с элементами парламентаризма. Еще так называют монархию с выборным главой государства – президентом или верховным правителем. Гибридные формы занимают особое место. Их невозможно четко отнести к трем разновидностям республик или трем разновидностям монархий. Может быть, самыми любопытными политико–правовыми гибридами является Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты. По конституции 1957 года Малайзия представляет собой особую форму конституционной монархии, где один раз в пять лет избирается глава государства, примерный титул которого – Верховный правитель. Глава государства Малайзия избирается девятью наследственными монархами, которые возглавляют штаты–султанаты. Титул Верховного правителя по–малайзийски – Янг Ди–Пертуан Агонг. Что это точно обозначает, никто, кроме малазийцев, точно не знает.

Объединенные Арабские Эмираты (7 эмиратов) тоже раз в пять лет избирают Президента. По традиции, установившимся правилам, президента избирают эмиры (монархи), возглавляющие эмираты. По традиции избирается глава самого большого эмирата – Абу Даби. В 1996 году он был переизбран в пятый раз.

Своеобразной гибридной формой правления является Швейцарский Союз или Швейцарская Конфедерация. Правительство Швейцарии, которое называется Федеральный Совет, назначается Парламентом (Федеральным Собранием) и подотчетно парламенту. Правительство состоит из семи министров, каждый из которых в течение одного года выполняет функции президента, т.е. президентом там может быть должностное лицо–министр один раз в жизни и только один год. В литературе нет единства по поводу того, к какой форме республики можно отнести Швейцарию.

К гибридным формам иногда относят такие государства, как Турция, Шри–Ланка, Перу, поскольку при анализе конституционного строя этих стран трудно провести грань между парламентарной и президентской республикой.

В качестве своеобразной (то ли гибридной, то ли маргинальной) формы республики называют президентско–милитарную республику. Такая республика образуется после военных переворотов, когда лидеры армии создают какой–либо «военно–революционный» или «военно–административный» совет и делают своего лидера (генерала, полковника, иногда и сержанта) президентом, закрепляя затем это назначение в своих законах или конституциях. Президентско–милитарная республика – это фактически военное правление, поскольку руководство проводится через армейские структуры, т.е. эта власть, которая опирается только на армию, а органы управления – это армейские структуры.

К числу других маргинальных форм можно отнести республики с пожизненной должностью президента. Например, такая республика сейчас существует в африканском государстве Малави. Иногда пожизненное президентство сопровождается передачей власти по наследству. Подобный случай был в республике Гаити, когда после смерти пожизненного президента Дювалье его сын, Жан–Клод, стал новым президентом как бы по «праву наследования».

Отметим, что все эти экзотические разновидности республик не являются типичными, а приводятся нами в качестве «исключений из правил».


4. Политический режим – понятие и формы

форма государство политический режим

В науку отечественного государственного права понятие политического режима вошло в начале 60–х годов. Термин «политический режим», как и понятие политической системы общества, появился в нашей науке под влиянием работ ученых стран социализма, а к ним пришел из стран Запада.

Понятие политического режима, безусловно, применяется, прежде всего, в политологии и принадлежит этой науке. Однако политология и конституционное (государственное) право – науки очень близкие. Политический режим как понятие, как комплекс свойств и характеристик помогает лучше осознать те или иные стороны деятельности государства и его реальную сущность, которая может не совпадать с понятиями, закрепленными в конституциях.

Чаще всего, понятие политического режима определяется следующим образом: политический режим – это совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве.

Кроме термина политический режим в научной литературе встречается термин государственный режим. Под понятием государственный режим понимается реальный порядок взаимодействия частей государственного механизма. В принципе, эти два понятия могли бы использоваться как синонимы. Однако чаще всего они имеют несовпадающие значения.

Политический режим понимается, как нечто более объемное и значительное, включающее в себя как деятельность органов государства, так и деятельность и реальный статус других элементов политической системы: партии, общественных организаций и т.д. В политический режим включается также реальный статус и правовое положение граждан, наличие прав и свобод личности.

А государственный режим, прежде всего, все–таки относится к деятельности государственных органов – их взаимоотношений и проявления их власти.

Данная часть книги посвящена политическому режиму, как более широкому понятию. Термин государственный режим будет встречаться на страницах книги, но мы полагаем, что этот термин является вспомогательным и необязателен для науки конституционного права. Во всяком случае, он не столь употребим по сравнению с другими государственно–правовыми терминами.

В отечественной науке по–разному классифицировались виды политического режима, но нам представляется, что виды политического режима можно разделить на две группы. Первая группа – демократические политические режимы, вторая – недемократические политические режимы.

Политические режимы первого типа разновидностей, как правило, не имеют. Демократический режим – это господство института демократии, а демократия, как известно, или есть или ее нет. Это набор определенных элементов, признаков, и если этот набор существует, значит, демократия существует и, значит, имеется демократический режим. Если какие–то элементы начинают убывать, то количество переходит в качество, и демократический режим превращается в недемократический.

Признаками демократического режима, чаще всего, называют следующие:

1. наличие многопартийной системы, при которой в стране действует несколько партий, каждая из которых участвует в политической жизни, выборах, представлены в парламенте и т.д.;

2. реальное осуществление свободных выборов – т.е. таких выборов, которые не ограничены искусственными цензами; выборы, при которых каждый гражданин может участвовать в качестве избирателя либо выдвигать свою кандидатуру (быть выдвинутым в качестве кандидата);

3. наличие демократического законодательства и, прежде всего – демократической конституции, которая закрепляет демократические принципы построения и деятельности государства; права и свободы граждан;

4. наличие не просто многопартийной системы, но реальная и неограниченная деятельность оппозиционных партий, которые могут иметь свои официально зарегистрированные структуры, могут быть представлены в парламенте и иных органах государства;

5. наличие не только широких прав и свобод, но и возможность для каждого гражданина защищать свои права и свободы в судебном порядке, т.е. наличие независимой судебной системы, которая обслуживает субъекта права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты