Муниципальное управление в сфере образования

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:

— создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

— создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

— обеспечить введение новых принципов финансирования вузов и школ;

— обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;


Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и мер по их реализации. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования


Современная система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.

Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для того чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности.

Основными элементами этой инфраструктуры являются:

— программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, построенные на принципах модульности, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности;

— общественно-профессиональные организации, деятельность которых направлена на формирование адекватных запросам рынкатруда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку (аттестацию и аккредитацию) качества образовательных программ;

— единая система зачетных единиц, построенная на основе современной информационной инфраструктуры учета, хранения и накопления данных о результатах образования и подготовки, полученных человеком в различных образовательных организациях; 2

— независимая от организаций, реализующих образовательные программы, общенациональная система оценки качества образования, призванная обеспечить единство образовательного пространства за счет предоставления гражданам возможности объективного контроля уровня приобретенных знаний и компетенций.

Для формирования эффективного рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности российского образования и повышения его качества необходимо расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, включив в него крупные производственные, коммерческие и иные необразовательные организации, имеющие ресурсы для реализации различных образовательных программ в рамках внутрифирменного обучения.

Для того чтобы придать импульс к повышению качества деятельности государственных образовательных учреждений, необходимо осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности должны осуществляться по отношению именно к образовательным программам.

Создание принципиально новых механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ потребует формирования организационных и правовых условий для развития общественно-профессиональных организаций, в состав которых войдут представители профессиональных ассоциаций, образовательного сообщества и объединений работодателей. Одной из основных задач таких организаций должно стать формирование требований к уровню необходимой профессиональной квалификации, содержанию и технологиям обучения, а также компетенциям работников, занятых в различных секторах общественного производства. Указанные общественно-профессиональные организации должны также обеспечить эффективный контроль качества образовательного процесса и соответствие подготовленных кадров динамичным перспективным запросам рынка труда. Особое внимание следует уделить привлечению работодателей к участию в мониторинге рынка труда и формировании перечня направлений (специальностей) подготовки специалистов.

Создание единой системы зачетных единиц (кредитов), обеспечивающей повсеместное признание образовательных результатов, переход к управлению образовательными программами, а также распространение модульного принципа построения программ позволят обеспечить институциональную возможность для обучения в разных образовательных учреждениях в рамках одной и той же индивидуальной образовательной траектории гражданина. Расширятся возможности выбора образовательных программ, образование и подготовка кадров приобретут целевой характер и станут более эффективными.

Независимая общенациональная система оценки качества образования должна стать неотъемлемой частью инфраструктуры непрерывного образования, позволяющей обеспечить единство образовательного пространства и повышение объективности процедур оценки достигнутого образовательного уровня за счет их отделения от процессов образования и подготовки. В эту систему должны войти некоммерческие организации, осуществляющие проведение экзаменов и сертификацию образовательного потенциала граждан. В перспективе такие структуры должны обеспечивать проведение экзаменов после основной и старшей школы, при поступлении на второй уровень высшего образования, а также осуществление других квалификационных испытаний.


Обеспечение инновационного характера сферы образования


В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики.

Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

— разработка проектов, связанных с развитием различных технологий, предприятий, секторов и отраслей экономики;

— проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера;

— разработка образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебный процесс.

Приоритетными задачами обеспечения инновационного характера развития образования становятся создание и поддержка образовательных программ, включающих в себя все указанные выше характеристики.

С целью повышения качества образования необходима реализация образовательной политики, предполагающей дифференциацию системы высшего образования. Это позволит сконцентрировать ресурсы в вузах, обеспечивающих объективно более высокий уровень подготовки кадров.

Проблемы муниципалитета г. Томска в сфере общего образования


В рамках приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) в 2008 году привлечено федеральных средств 246 млн. рублей, в т.ч. 117 млн. рублей на реализацию Комплексного проекта модернизации образования:

·                     21 общеобразовательное учреждение получили финансирование в размере 1 млн. руб. из федерального бюджета);

·                     69 педагогов стали победителями конкурсного отбора лучших учителей для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Томской области в рамках ПНПО и получили по 100 тыс. руб.;

·                     в 129 общеобразовательных учреждениях перешли на НСОТ с 1 сентября 2008 года, в чего обеспечен рост номинального значения средней заработной платы учителей на 25% по сравнению с данными ноября 2008 г..

·                     получено 53 комплекта учебного и учебно-наглядного оборудования на общую сумму 13 053 тыс. рублей;

·                     36 педагогических работников стали лауреатами премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранении и культуры и получили по 50 тыс. руб.

Введено в эксплуатацию три школы на 505 ученических мест. проведен капитальный комплексный ремонт в четырех зданиях школ на сумму 600 млн. руб.

Увеличилось количество мест для дошкольников на три тысячи мест.

С 2008 года Томская область наряду с Республикой Татарстан и Пермским краем стала пилотным регионом по апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в рамках Федерального проекта "Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007 - 2008 годах".

Предпрофильным и профильным образованием в области охвачены 96% обучающихся.


Система начального и среднего профессионального образования


Разработаны Концепция реформирования и развития системы начального и среднего профессионального образования Томской области на 2008-2010 годы и комплексная программа "Подготовка квалифицированных рабочих кадров, востребованных экономикой Томской области на 2008 ‑ 2010 годы".

Профессиональный технико-коммерческий лицей № 1, агропромышленный лицей № 7, профессиональное училище № 29, Томский сельскохозяйственный техникум, Томский экономико-промышленный колледж стали победителями приоритетного национального проекта "Образование" в конкурсе "Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы".

Учреждениями освоено средств федерального бюджета в объеме 122 млн. рублей, областного бюджета в объеме 40,2 млн. рублей, средств работодателей и внебюджетных средств в объеме - почти 42 млн. рублей.

Открыто 5 ресурсных центра:

·                     на базе ГОУ НПО ПТКЛ № 1 по подготовке рабочих кадров по металлообработке, победитель приоритетного национального проекта "Образование";

·                     на базе ОГОУ НПО АПЛ № 7 по подготовке рабочих кадров для сельского хозяйства, победитель приоритетного национального проекта "Образование";

·                     на базе ГОУ НПО ПУ№ 27 по подготовке рабочих кадров для малого и среднего бизнеса сферы строительства и ЖКХ;

·                     на базе Северского промышленного колледжа по подготовке кадров для атомной отрасли;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты