В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от его гражданства, имущественного, социального, должностного положения, образования, пола, возраста, политических и иных убеждений[2].
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению, она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять сведения, относящиеся к личной жизни человека, без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности[3].
Криминальная милиция является органом дознания.
Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Криминальная милиция осуществляет, в основном, оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу, и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.
Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.
Милиция общественной безопасности является органом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.
Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Деятельность милиции общественной безопасности более многообразна, чем деятельность криминальной милиции. Первое место в деятельности милиции общественной безопасности занимает административная деятельность по охране общественного порядка, организации безопасности дорожного движения. Важная роль отводится и уголовно- процессуальной деятельности: милиция общественной безопасности ведет прием и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных законом к компетенции органов дознания, осуществляет расследование уголовных дел о таких преступлениях и подготовку материалов в протокольной форме, исполняет поручения следователя о производстве следственных действий, содержит в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц. Большое значение имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на ношение и хранение огнестрельного и газового оружия. Практически все подразделения милиции общественной безопасности своей деятельностью осуществляют профилактику правонарушений.
Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, т. е. имеет двойное подчинение. Это связано с тем, что милиция общественной безопасности решает большей частью вопросы местного значения. Основная часть милиции общественной безопасности содержится за счет местных бюджетов. Местная администрация вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел РФ подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, устанавливать дополнительную штатную численность милиции общественной безопасности.
Дальнейшая реформа милиции предполагает полное выделение милиции общественной безопасности из ведения Министерства внутренних дел РФ с передачей ее в исключительное ведение органов местного самоуправления.
Перечень прав и обязанностей, которые милиция выполняет в соответствии с Законом «О милиции», достаточно обширен, но построен исключительно в соответствии с конституционными принципами и исключает какие-либо злоупотребления в сфере прав и свобод граждан[4].
Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
На службу в милицию принимаются граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие судимости, способные по состоянию здоровья, деловым и личным качествам исполнять служебные обязанности. Им устанавливается испытательный срок от трех месяцев до полугода в зависимости от подготовки и занимаемой должности. Сотрудники милиции в подтверждение своих полномочий имеют служебное удостоверение установленного МВД РФ образца и жетон с личным номером. Они имеют право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации. Принятые на службу в милицию принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.
В составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации.
Следственный комитет МВД РФ как структурное подразделение министерства внутренних дел обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет ведомственный контроль за производством предварительного следствия и расследование особо сложных в доказывании преступлений дел, имеющих особое общественное значение. Возглавляет следственный комитет начальник, являющийся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ и ему непосредственно подчиняющийся. В составе Следственного комитета действуют подразделения зонального контроля осуществляющие ведомственный контроль за определенными, закрепленными за ними нижестоящими следственными подразделениями, и следственная часть, имеющая в своей структуре подразделения (отделы), специализирующиеся на расследовании определенных категорий дел.
Нижестоящие следственные подразделения второго звена - следственного управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов Российской Федерации - имеют примерно такую же структуру. Начальник следственного управления подчиняется начальнику Следственного комитета МВД РФ, а также министру внутренних дел республики, начальнику Главного управления (управления) внутренних дел, заместителем которого он является по должности.
Нижестоящими следственными подразделениями являются следственные отделы районных, городских органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте. Они не имеют структурных подразделений, но возможна специализация следователей по определенным категориям уголовных дел. Начальник следственного отдела (отделения) подчиняется начальнику городского (районного) органа внутренних дел, органа внутренних дел на транспорте, является его заместителем, а также начальнику вышестоящего следственного подразделения.
Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД РФ, в составе которого имеются следующие структурные подразделения: координации и правового обеспечения пожарной безопасности; информационного обеспечения, науки и целевых программ; противопожарной пропаганды и связи с общественностью; организации государственного пожарного надзора; нормативно-техническое; организации службы и пожаротушения; пожарной охраны объектов; пожарной техники и вооружения. Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ осуществляет ведомственное руководство нижестоящими подразделениями, организует разработку государственных мер в области пожарной безопасности, организацию подготовки кадров для Государственной противопожарной службы, противопожарную пропаганду. Оно является государственным заказчиком на пожарную технику и пожарно-техническую продукцию.
Нижестоящими органами Государственной противопожарной службы являются управления (отделы) Государственной противопожарной службы, организованные в соответствии с административно-территориальным делением РФ, подразделения и иные органы управления Государственной противопожарной службы, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения пожарно-технического профиля, войсковые части, другие предприятия и учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере пожарной безопасности. Государственная противопожарная служба имеет право вносить предложения о проведении неотложных противопожарных мероприятий, давать должностным лицам и гражданам предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в случае уклонения от исполнения этих предписаний применяет административные взыскания. С целью проверки противопожарного состояния работники службы могут беспрепятственно входить на территорию и во все помещения предприятий. Государственная противопожарная служба осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность. Законом она наделена правами органа дознания и в соответствии с этим производит дознание по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности.
Глава 3. Внутренние войска
В систему МВД РФ входят внутренние войска, состоящие из округов, органов управления внутренними войсками, воинских соединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, воинских частей по конвоированию, специальных моторизованных, авиационных и морских воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск. О важной роли, которая отводится внутренним войскам, свидетельствует то, что они организованы и действуют в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, зашиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этими целями на внутренние войска возложены задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, охрана важных государственных объектов и специальных грузов, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, участие в территориальной обороне РФ, оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране государственной границы[5].
Руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ. Он утверждает их состав, численность, структуру, принимает решение о дислокации и передислокации частей, о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения, назначает на должность Главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности. Непосредственное руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел РФ. Он несет ответственность за правомерность действий внутренних войск, издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутренних войск и т. д. Главнокомандующий внутренними войсками является заместителем министра внутренних дел РФ и прямым начальником всего личного состава внутренних войск. Он осуществляет управление внутренними войсками, несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность внутренних войск, успешное выполнение поставленных перед ними задач.
В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые включаются соединения и воинские части. Возглавляют округа командующие войсками округа внутренних войск. Для командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск старшими оперативными начальниками, кроме того, являются министры внутренних дел, начальники главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцированы эти соединения и части. Они вправе привлекать соединения и части внутренних войск к охране общественного порядка, для ликвидации совместно с органами внутренних дел массовых беспорядков. Однако соединения и части внутренних войск запрещено использовать для пресечения несанкционированных митингов и демонстраций мирного характера.
В заключение, когда мы рассмотрели роль и место всех основных структурных подразделений МВД, необходимо сказать несколько слов о методах надзора и контроля за их деятельностью. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно- процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана служба собственной безопасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления. Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения – заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел, ограничивающие права граждан.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены роль и место основных структурных подразделений МВД, и, обобщая изложенный материал, необходимо отметить, что все структурные подразделения МВД обладают достаточно большими полномочиями, чтобы существенно влиять на жизнь общества. Именно поэтому, необходимо ни в коем случае не допустить расцвета коррупции и злоупотребления этими полномочиями. И хотя из средств массовой информации известны подобные факты, важно, чтобы это не переросло в нечто глобальное, что позволит МВД монополизировать власть в стране. Во-первых, это существенно отразится негативным образом на конституционных правах и свободах граждан, а во-вторых, нарушит систему сдержек и противовесов, что опять же может отразиться на политическом строе государства, а также на жизни общества в целом. Именно поэтому необходимо, чтобы контроль за исполнением обязанностей должен возлагаться на несколько независимых друг от друга органов контроля и надзора. И хотя, согласно Положению, МВД подчиняется непосредственно Президенту РФ, на деле это является большей частью формальностью, поскольку один человек не в состоянии контролировать деятельность такого сложного механизма на всех его уровнях. Именно поэтому в самой системе МВД необходимо создать свою «локальную» систему сдержек и противовесов, чтобы свести к минимуму риск злоупотребления полномочиями и игнорирования своих обязанностей со стороны МВД.
1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
2. Уголовный Кодекс РФ.
3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
4. Положение о вопросах министерства внутренних дел Российской Федерации. - Утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года с изменениями и дополнениями от 20.09.2006 № 1023.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 20005.
6. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории) - М., 2005.
7. Козлова И.Е., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебное пособие. - М. Юрист, 2000.
8. Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. – М. 2002.
9. Комментарий к УПК РФ. Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. – М. 2002.
10. Комментарий к УПК РФ. Под. Ред. И.Л. Петрухина. – М. 2002.
11. Лазарева В. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара, 2005.
12. Пикалов И.А.О состязательности уголовного процесса // Закон и право. 2004. № 5.
13. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова. - М.: Юрид. лит., 2006.
14. Скоков А.М. Современное ТГП России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
15. Сухарев В.Ф. Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 2000.
16. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.
[1] Скоков А.М. Современное ТГП России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 174.
[2] Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2000. С. 179.
[3] Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. – М. 2002. С. 178.
[4] Положение о вопросах министерства внутренних дел Российской Федерации. - Утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года с изменениями и дополнениями от 20.09.2006 N 1023
[5] Положение о вопросах министерства внутренних дел Российской Федерации. - Утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года с изменениями и дополнениями от 20.09.2006 № 1023.