Наблюдательный совет и исполнительные органы

 Порядок принятия решений на заседании совета директоров определяется Законом, уставом общества или его внутренним документом. Каждый член совета директоров, независимо от того, каким количеством голосов он был избран в состав совета, обладает на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества одним голосом. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества также обладает на заседании одним голосом. Уставом общества (но не его внутренним документом) может быть предусмотрена, что в случае равенства голосов членов совета, председатель совета директоров обладает решающим голосом.

Протокол заседания совета директоров составляется не позднее трех дней после проведения заседания. Закон не предусматривает наличия в совете директоров секретаря, а также наличие подписи секретаря на протоколе заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества. На практике, наличие секретаря совета способствует своевременному и правильному составлению протоколов заседания совета директоров. Как правило, лицо, выполняющее функции секретаря совета директоров, является секретарем общих собраний акционеров общества. Постановлением Правительства установлен порядок участия представителей Российской Федерации в совете директоров акционерного общества[8].

Представитель Российской Федерации в совете директоров акционерного общества обязан лично участвовать в работе совета директоров и общего собрания акционеров на основании решения Правительства Российской Федерации о назначении его в совет директоров. Если представитель Российской федерации не может принять участие в заседании совета директоров или общем собрании акционеров, то представление интересов Российской Федерации в указанных органах осуществляет государственный служащий, утвержденный по представлению министерства Правительством Российской Федерации, который действует на основании соответствующих директив министерства.

Не позднее, чем за 15 дней до даты проведения заседания совета директоров, а если уведомление о проведении заседания получено представителем Российской Федерации менее чем за 15 дней до даты его проведения — в течение одного дня, представитель Российской Федерации направляет в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и свои предложения по голосованию.

Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 9, 11. 15 (нумерация дана в соответствии с новой редакцией Закона) статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах”, отнесенным к исключительной компетенции совета директоров. На основании полученных от представителя Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителю письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров. При отсутствии письменных директив представитель Российской Федерации голосует в соответствии с Предложениями, направленными им ранее в министерство.


Исполнительные органы общества

Исполнительный орган общества может быть либо единоличным, либо единоличным и коллегиальным. Наличие коллегиального органа общества требует соблюдения определенных процедур принятия решения таким органом. Порядок работы коллегиального исполнительного органа изложен в статье 70 Закона. Впервые в Законе зафиксирована норма о том, что исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров. Подотчетность предполагает право соответствующего совета и собрания требовать от исполнительных органов отчета, предоставляемого устно либо путем составления письменного отчета, кроме того, советом могут быть истребованы от исполнительных органов необходимые документы.

Передача полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) осуществляется на основании решения общего собрания акционеров, принимаемого только по предложению совета директоров общества.

Между управляющей организацией (управляющим) и обществом заключается договор об управлении. Закон в его новой редакции не содержит прямого указания о том, что условия такого договора утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества, хотя практика заключения таких договоров подтверждает целесообразность одобрения условий договора соответствующим советом. Такой договор не является договором доверительного управления имуществом (статья 1012 Гражданского кодекса РФ), не требует наличия специальной лицензии у управляющей организации (управляющего).

На практике после заключения договора об управлении управляющая организация вводит в свой штат должность управляющего соответствующего акционерного общества, который, действуя на основании договора об управлении и доверенности, выданной руководителем управляющей организации, осуществляет полномочия исполнительного органа управляемой организации. Такой управляющий, будучи работником управляющей организации, может быть в любой момент заменен решением исполнительного органа управляющей организации.

В том случае, когда в штате управляющей организации специальная должность не предусматривается, полномочия по управлению управляемой организацией принадлежат исполнительному органу (директору, генеральному директору) управляющей организации.

Полномочия исполнительного органа акционерного общества включают в себя все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров(наблюдательного совета) общества. При этом надо иметь в виду, что полномочия исполни­тельного органа на совершение определенных сделок могут быть ограничены уставом общества. В этом случае, в соответствии со статьей 174 Гражданского кодекса РФ такая сделка может быть при определенных условиях признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения (например, акционера общества).

Решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа общества, принятое общим собранием акционеров, предполагает решение на том же собрании вопроса о формировании нового исполнительного органа управления. В то же время, нормы статьи 55 Закона устанавливают, что внеочередное общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления соответствующего требования, в то время, как для случая избрания членов совета директоров на внеочередном собрании Закон устанавливает срок в 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного собрания. В том случае, когда Закон требует обязательной рассылки бюллетеней, то таковые подлежат рассылке в срок не позднее, чем за 20 дней[9]. Сообщение о проведении собрания направляется акционерам не позднее, чем за 20 дней (пункт 1 статьи 52 Закона).

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность акционерам выдвигать своих представителей на внеочередном собрании только в совет директоров, если этот орган избирается кумулятивным голосованием, и не предусмотрел возможности выдвижения кандидатов в исполнительный орган для всех акционеров, кроме акционера — инициатора проведения внеочередного общего собрания с вопросом повестки дня о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа. Впрочем, если в обществе менее 1000 владельцев голосующих акций, то при наличии доброй воли совета директоров, акционерам может быть предоставлена возможность направить в общество свои предложения по кандидатурам в исполнительный орган акционерного общества.

Закон не устанавливает предельного срока полномочий единоличного исполнительного органа. Принято считать, что, поскольку на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества действие законодательства о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Закона, то в данном случае применяется норма Трудового кодекса о том, что трудовой договор заключается на срок не более пяти лет[10]. Вывод этот неоднозначный, поскольку избрание генерального директора происходит в соответствии с Законом, и избрание генерального директора предшествует заключению с ним контракта, а условия его избрания не могут определяться нормами Трудового кодекса.

Моментом избрания единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) является момент оглашения на собрании акционеров результатов голосования по соответствующему вопросу повестки дня. Однако генеральный директор на этот момент еще не является лицом, вступившим в должность генерального директора. На практике вступление в должность генеральный директор осуществляет путем издания своего приказа, которым он объявляет о своем вступлении в должность. Как правило, тем же приказом новый генеральный директор увольняет предыдущего по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом.

Заключение договора с генеральным директором не связано с моментом его вступления в должность. На практике часто встречаются случаи, когда избранному собранием генеральному директору чинятся препятствия для исполнения им обязанностей, предусмотренных Законом и уставом общества. Создание препятствий законно избранному генеральному директору обычно осуществляет лицо, бывшее ранее генеральным директором, или самоуправно присвоившее себе полномочия генерального директора, а также лица (физические и юридические, например, охранное предприятие), которые непосредственно препятствуют проходу генерального директора на территорию акционерного общества. Иск о создании препятствий в таком случае предъявляется физическим лицом, избранным генеральным директором общества. Ответчиками по такому иску являются граждане и юридические лица, свои­ми действиями препятствующие избранному генеральному директору исполнять его обязанности. Ответчиком по иску о создании препятствий является также само акционерное общество, если лица, чинящие препятствия, состоят в трудовых отношениях с этим акционерным обществом[11]. Вопрос о представительстве в суде от имени акционерного общества является неоднозначным. На практике в судебное заседание приходят представители с доверенностями, подписанными различными генеральными директорами, оспаривающими эту должность, и суд нередко допускает к участию в заседании всех представителей акционерного общества.

Приостановление по инициативе совета директоров полномочий единоличного исполнительного органа общества, а также управляющей организации или управляющего, является новацией настоящей редакции Закона об АО. Законом об АО принятие внутреннего документа, регламентирующего деятельность коллегиального исполнительного органа общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Коллегиальный орган действует в пределах компетенции, определенной уставом общества и внутренним документом (положением, регламентом или иным документом), при этом к компетенции коллегиального органа не могут быть отнесены вопросы, отнесенные абзацем 3 пункта 2 статьи 69 Закона к компетенции единоличного исполнительного органа.

Члены коллегиального исполнительного органа избираются общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и не могут быть уволены в порядке, установленном для работников, состоящих в трудовых отношениях с обществом.


Гражданско-правовое регулирование ответственности исполнительных органов АО перед обществом

Члены совета директоров (наблюдательного совета), единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, управляющая организация или единоличный управляющий должны вести дела акционерного общества добросовестно и разумно. Они не должны разглашать деловые секреты своего общества, которые стали им известны в силу их служебного положения. Это не значит, конечно, что можно раскрывать коммерческие тайны акционерного общества, из­вестные из других источников.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты