Наблюдение как процедура банкротства

2) решение об отказе о признании должника банкротом - выносится в случае отсутствия признаков банкротства, т.е. задолженности любого (даже самого минимального) размера в соответствии с нормами ст.55, 56 Закона "О несостоятельности (банкротстве)";

3) определение о введении финансового оздоровления - выносится при наличии возможности восстановления платежеспособности должника без проведения активных мероприятий на основании решения собрания кредиторов (это общее правило) либо в порядке исключения по ходатайству третьих лиц; порядок решения этих вопросов установлен ст.75 - 78 Закона "О несостоятельности (банкротстве)";

4) определение о введении внешнего управления - выносится, если платежеспособность должника может быть восстановлена путем активных мероприятий, предполагающих изменение в структуре производства и управления компанией; порядок введения внешнего управления определен некоторыми положениями ст.75 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также нормами ст.92, 93 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", кроме того, возможен переход к внешнему управлению от стадии конкурсного производства в соответствии со ст.146 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Как правило, вводится при наличии ходатайства кредиторов и должника;

5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве - выносится в соответствии с нормами ст.57 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при возникновении обстоятельств, вследствие которых продолжение конкурсного процесса нецелесообразно (эти обстоятельства перечислены в п.1 ст.57 Закона "О несостоятельности (банкротстве)");

6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения - выносится, если при рассмотрении дела выяснится, что обязательства должника перед заявителем (кредитором или уполномоченным органом) удовлетворены либо прекратились иным образом, однако присутствуют другие кредиторы или уполномоченные органы, чьи требования должны рассматриваться;

7) определение об утверждении мирового соглашения - выносится при наличии соответствующей договоренности кредиторов и вступает в силу после утверждения арбитражным судом на основании норм гл. VIII Закона "О несостоятельности (банкротстве)"[44].

Семимесячный срок является более продолжительным, нежели сроки рассмотрения исковых заявлений, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ. При этом срок исчисляется именно с даты поступления в арбитражный суд заявления, а не с момента его поступления в суд. Очевидно, что увеличение сроков связано с подготовительной работой, проводимой арбитражным судом.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд в соответствии со ст.135 Арбитражного процессуального кодекса РФ разрешает вопросы об обеспечении иска, о предоставлении встречного обеспечения, а также об обеспечении доказательств. Данные положения Арбитражного процессуального кодекса РФ в полной мере применимы и к делам о банкротстве[45].

Постановлением от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству"[46] Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что подготовка дела к судебному разбирательству является самостоятельной и обязательной стадией арбитражного процесса, согласно ст.133 АПК РФ проводится судьей единолично по каждому делу, находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции, независимо от степени его сложности, срока рассмотрения и других обстоятельств и представляет собой совокупность организационных мер и процессуальных действий судьи, направленных на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве.

Судебное заседание проводится в общем порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом "О несостоятельности (банкротстве)". На стадии наблюдения можно выделить только следующие особенности: отсутствие собеседования со сторонами и предварительного судебного заседания, а также то, что отсутствие должника или иного лица не препятствует введению наблюдению.

Решение арбитражного суда в соответствии с положениями статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено либо не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. При этом пункт 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что решение арбитражного суда исполняется после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства[47].


Глава 3. Исполнение процедуры наблюдения


3.1 Правовое положение участников процесса о банкротстве при введении процедуры наблюдения


Состав участников процесса о несостоятельности зачастую играют решающую роль в судьбе процесса о несостоятельности. Арбитражный суд принимает свои решения, исходя их документальных результатов работы управляющего, а тот в свою очередь руководствуется документами, предоставленными ему уполномоченными представителями должника и кредиторов.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п.1 ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.) [48].

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями. Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий имеет возможность контролировать процесс функционирования предприятия без его прекращения, если это отвечает интересам должника и кредиторов[49].

В действующем Законе о банкротстве в целом сохранен перечень сделок, совершаемых органами управления должника с согласия временного управляющего. Если ранее должник мог распоряжаться недвижимым имуществом независимо от его стоимости, исключительно с согласия временного управляющего, теперь согласие требуется лишь в том случае, если балансовая стоимость объекта (объектов) недвижимости составляет более пяти процентов от балансовой стоимости активов должника. Причем это ограничение относится к любому (а не только к недвижимому) имуществу. По Закону 1998 г. для иного имущества должника ограничение составляло более десяти процентов балансовой стоимости активов. Указание в Законе на то, что балансовая стоимость активов должника определяется на дату введения наблюдения, - весьма важная новелла, снимающая вопросы в ходе правоприменения.

Согласие временного управляющего на совершение сделок теперь должно быть выражено в письменной форме, что является юридической формой контроля временного управляющего за действиями руководителя должника.

В судебной практике могут возникнуть вопросы о последствиях несоблюдения должником требований Закона о согласовании сделок с временным управляющим. Большинство ученых приходит к выводу, что такие сделки ничтожны. Так, О.Ю. Скворцов утверждает, что "поскольку требование о совершении указанных сделок с согласия временного управляющего установлено законом, то в случае нарушения этого требования. такие сделки являются ничтожными на основании ст.168 ГК РФ. Совершение соответствующих сделок не влечет за собой правовых последствий даже в случае их последующего одобрения со стороны временного управляющего и не требует специального признания их недействительности судом"[50].

Существует и другая точка зрения. По мнению А.Н. Семиной, сделки, совершенные без письменного согласия временного управляющего, являются оспоримыми и могут быть оспорены в суде заинтересованными лицами. Это утверждение основывается на том, что "согласие временного управляющего на совершение сделки может быть получено как до, так и после совершения сделки. Между тем если сделка ничтожна, то никакие последующие действия не могут сделать ее действительной - характерная черта оспоримых сделок. Согласие временного управляющего, выраженное в письменной форме, - это элемент формы сделки в соответствии со ст.162 ГК РФ (ее нормы имеют общеправовое значение) - влечет недействительность сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе"[51].

По нашему мнению, с такой позицией согласиться нельзя. Действительно, Закон не указывает на согласие временного управляющего как предварительное условие заключения должником сделки, когда оно необходимо. Следовательно, согласие временного управляющего может быть получено и после заключения сделки.

Временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты