Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган

Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган

Введение

Тема работы – «Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган»       является очень важной и актуальной и понимание роли парламента как органа народного представительства важно не только для правоведа, но и для любого сознательного гражданина, ведь посредством парламента, насколько это возможно, наиболее полно выражается воля народа, что отвечает принципам демократизма.

Работа показывает огромную роль парламента в механизме управления государства, посредством народного представительства в этой ветви власти. Работа дает представление о принципе разделения властей и об конституционных обязанностях парламента. Чтобы лучше понять механизм законотворческой деятельности парламента нужно разобраться в технике работы парламента, его структуры и компетенции. Работа должна описать две палаты парламента, требования предъявляемые к депутатам и членам парламента, принцип выборности в Палату представителей и Совет Республики, их состав, структуру, определить область компетенции парламента и палат в частности.

Курсовая работа должна раскрыть роль конституции, законов, постановлений и всяческих нормативных актов, определить их компетенцию и место в иерархии нормативно правовых актов Республики Беларусь. Эта работа должна дать представление о процедуре законотворческой деятельности в парламенте.




Парламент Республики Беларусь представительный и законодательный орган

Согласно Конституции Республики Беларусь. Статья 90. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь [2 ст. 60]

Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь.

Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.

Формирование парламента обычно осуществляется путем прямых выборов, однако нередко принцип выборности дополняется назначением части парламентариев главой государства. Статья 91. Состав Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначается не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течении трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. [2 ст. 60]

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и тоже лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременны занятием должности президента либо судьи.

Обычно срок полномочий Парламента 4–5 лет. Срок полномочий белорусского Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случай войны.

Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. При этом отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам в Палату её нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет

30-дневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от областей или города Минска.

В случаях и порядке предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, либо двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

Президент принимает решение по этим вопросам не позднее чем в 2 – месячный срок после официальных консультаций с представителями палат.

Палаты не могу быть распущены:

-                     в период чрезвычайного или военного положения.

-                     в последние 6 месяцев полномочий президента.

-                     в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении Президента с должности.

Не допускается роспуск палат в течении года со дня их первых заседаний.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Конституция не предусматривает совместного введенья палат.

Следует отметить, что количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние годы претерпел существенные изменения. Если раньше численный состав был 485 депутатов, в последующем 360, затем 260, то ныне-174. Указанная норма является оптимальной, что позволяет с одной стороны Верховному совету быть органом достаточно широкого представительства народа республики, а с другой работоспособным.

Как видим если подходить с формальной стороны, то для Парламента нашей Республики характерно достаточно широкое представительство. Однако не следует забывать о другом важном аспекте: Парламент должен быть работающим, инициативным, полноправным центром государственной власти и, что тоже не менее важно, не слишком дорогим для налогоплательщиков.

Показателям того факта, что Парламент реально представительный орган, является его социальный состав. К таким характеристикам следует отнести возраст депутатов, количество мужчин и женщин в Парламенте их профессиональная принадлежность. С возрастной структурой обычно косвенно связана длительность пребывания одних и тех же лиц в Парламенте.

Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на нерушимых принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства.

Реализация парламентом одной из своих функций – осуществление законодательной деятельности – не должна приводить к превращению его в орган, который не только принимает, но и исполняет законы. А это может произойти, если перечень вопросов, находящихся в ведении парламента, не будут закрыты. В одном из проектов Конституции Республики Беларусь 1994 г. устанавливается что Верховный Совет может решать иные (помимо прямо указанных) вопросы в соответствии с Конституцией и законами. При такой формулировке у парламента была бы всегда возможность принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, предварительно закрепив его в законе. Наряду с теми полномочиями, которые перечислены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь, палаты Парламент, на наш взгляд, должны иметь право решать также лишь те вопросы, которые перечислены в других статьях Конституции и вытекают из юридической природы Парламента. Анализ недавно принятых Конституций России, Казахстана, Узбекистана и других стран подтверждают эту мысль.

Согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь Парламент является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органом.


Структура, состав, компетенция и формы работы Парламента


Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, кроме того 8 членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Компетенция Палаты представителей Национального собрания определена статьёй 97 Конституции Республики Беларусь.

Статья 97. Палата представителей.

1)                Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекта законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

2)                Рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; об утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении решения вопросов административно территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты