Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Проверяя законность действий работников органов, осуществляющих ОРД, при проведении розыска скрывшихся обвиняемых, прокурору необходимо выяснить следующие вопросы: заведены ли розыскные дела; своевременность их заведения; своевременность объявления в республиканский розыск; все ли необходимые розыскные действия и оперативно- розыскные мероприятия выполнены и соответствуют ли они требованиям закона; обоснованность прекращения розыска.

Исследование причин и условий нарушения законности в ОРД, обстоятельств, способствующих этим нарушениям, свидетельствует о том, что большинство нарушений совершаются вследствие низкой профессиональной подготовки, а также в связи с недобросовестным отношением исполнителей к своим служебным обязанностям. Исходя из этого, задача прокурора состоит в том, чтобы средствами прокурорского надзора выявлять эти нарушения и принимать такие меры реагирования, которые оказали бы эффективное воздействие не только на исполнителей, но и (по причине отсутствия надлежащего ведомственного контроля) на руководителей соответствующих подразделений, в том числе вышестоящих органов.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа, осуществляющего ОРД.

В случаях возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или же с согласия граждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании постановления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.

Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществляются по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД.

Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований и порядок рассмотрения прокурором постановлений органов, осуществляющих ОРД, на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ст. 14 Закона об ОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан, затрагивающих тайну личной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, а также об осуществлении слухового контроля при проведении оперативно-розыскных мероприятий, о проведении оперативного эксперимента осуществляется Генеральным прокурором, а также прокурорами по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются прокурором незамедлительно.

Прокурору представляется мотивированное постановление органа, осуществляющего ОРД, с обоснованием необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан. Прокурор вправе потребовать представить ему также иные материалы, касающиеся основания для проведения оперативно- розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения представленных материалов прокурор санкционирует проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем делается отметка в постановлении. Санкционированное прокурором постановление заверяется печатью и выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

При отказе прокурора в даче санкции на проведение оперативно- розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу к вышестоящему прокурору.

При осуществлении надзора за этим видом деятельности прокуроры призваны постоянно иметь в виду такое важное обстоятельство: какой бы сильной, профессионально подготовленной и технически оснащенной ни была служба ОРД (а она, в отличие от следственного аппарата, действительно, неплохо оснащена), она никогда не может обойтись без содействия граждан, общественных организаций и должностных лиц. Но это содействие может быть только на добровольной основе. Поэтому любой случай, когда органы дознания, в особенности служба уголовного розыска, «вербуют помощников» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозит им за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречается), должен рассматриваться как грубое нарушение законности.

Осуществление прокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности - дело для нас не только новое, но и непростое. Понадобится какое-то время для выработки наиболее эффективных и действенных форм и приемов. Сегодня же многие следователи сетуют на то, что закон не разрешает им в достаточной мере использовать материалы этой деятельности, влиять на тактику и методику ее проведения.

Закон, равно как и ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел, не определяет и не предопределяет порядка использования следователями материалов и выводов, к которым пришли оперативно- розыскные органы и службы, а поэтому к ним надо относиться критически. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут проверены процессуальным путем.

Ни Закон об ОРД, ни ведомственные акты не предоставляют следователю права и возможности знакомиться с материалами ОРД. Это прерогатива прокурора. Но когда следователю представляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Прокурор, в свою очередь, обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам. Если у следователя при ознакомлении с этими материалами возникнут сомнения в их объективности или применении недозволенных приемов и методов, он обязан доложить об этом прокурору, который должен проверить соблюдение законности при производстве ОРД.

Независимо от того, кто из должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления — следователь или сотрудник органа дознания, оперативно-розыскной службы, прокурор не только вправе, но и обязан реагировать на нарушения закона и принимать меры к их устранению, от кого бы они ни исходили.

Следует обратить внимание на то, что сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут быть использованы в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно ст. 16 Закона об ОРД результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания цбез вести пропавших.

Результаты ОРД могут быть поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться органу дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которых находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление данных о результатах ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд производится на основании постановления органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном законодательством.

В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокуроры обязаны принять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных законных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, органы обязаны принять меры к его возмещению.

Одним из наиболее эффективных средств (и им следует пользоваться в полной мере и принципиально!), применение которых обеспечивает соблюдение законности в уголовном судопроизводстве, является предоставление прокурору права санкционировать производство ряда оперативно- розыскных мероприятий, которые в существенной мере и наиболее болезненно затрагивают конституционные гарантии и законные интересы граждан, в частности такие, как тайна переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. При этом обследование иных помещений (обыск) допускается лишь в исключительных случаях и только с санкции прокурора области (г. Минска) и других прокуроров, имеющих те же полномочия, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершению террористического акта, диверсии или иного тяжкого преступления.

Следует помнить, что оперативно-розыскные мероприятия осуществляются на основании мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего ОРД, с незамедлительным уведомлением об этом соответствующего прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов. В случае угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефона или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД, и с обязательным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов.

Важен такой момент: санкция прокурора в названных случаях по проведению оперативно-розыскных мероприятий дается лишь после получения информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих или уже совершивших тяжкие преступления. При этом должны быть соблюдены следующие условия: наличие возбужденного уголовного дела; наличие достоверных данных о совершаемом или совершенном преступлении, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда; поступление запроса международных правоохранительных организаций или правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договором (соглашением) о правовой помощи.

При санкционировании оперативно-розыскных мероприятий прокурору в обязательном порядке предоставляются оперативные дела и иные материалы оперативного документирования, подтверждающие необходимость получения санкции. При санкционировании этих мероприятий прокуроры принимают меры по сохранению государственной и служебной тайны и несут установленную Законом о прокуратуре ответственность за разглашение такого рода сведений, ставших им известными.

Указания прокурора о выполнении каких-либо мер оперативно- розыскного характера должны быть четкими, определенными и конкретными, чтобы не было их неправильного понимания и разнопланового толкования исполнителями. Такого рода указания и поручения должны быть оформлены в письменной форме. Указания приобщаются к уголовному делу. Копии этих указаний должны находиться на контроле у прокурора и помещаться в наблюдательное производство по уголовному делу.


Список использованных источников


1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Закона Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

3. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А. Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.

3. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты