Надзор за исполнением законов судебными приставами

– соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.


3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами


В целях повышения активности органов прокуратуры по надзору за исполнением принятых законов, регламентирующих исполнение судебных решений, внесены дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»,где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов судебными приставами (новый абзац п. 2 ст. 1 введен Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.).

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

Проверки проводятся с учетом указания Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами», согласно которому обязанности по надзору за законностью в деятельности судебных приставов распределяются между следующими подразделениями:

а) Управлением по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (надзор за соблюдением законов при возбуждении исполнительного производства и исполнении судебных решений службой судебных приставов);

б) Управлением по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (законность постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства);

в) Управлением по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (законность судебных актов арбитражных судов, вынесенных по вопросам исполнительного производства);

г) Главным следственным управлением и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных или подготавливаемых судебными приставами преступлениях при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений).

Исходя из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.

В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Обязанности и права судебных приставов определены ст. 11 – 19 Федерального закона «О судебных приставах»: соблюдение судебными приставами прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13); обязательность требований судебного пристава (ст. 14); соблюдение условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 15 – 18) и др.

В процессе проверки прокурор выясняет:

– было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

– правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;

– выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;

– соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;

– имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

– соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;

– соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;

– допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;

– каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также на исполнительное производство, в рамках которого немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность удовлетворения требований взыскателей.

При этом необходимо учитывать, что в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав, помимо принятых мер, предусмотренных ст. 85 Закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ, определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка исполнения требований законов о возбуждении исполнительного производства проводится прокурором по специальному плану.

На данной стадии работники прокуратуры не только проверяют соблюдение трехдневного срока с момента предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов, но и могут воздействовать на взыскателя для принуждения его к предъявлению исполнительного документа к исполнению.

При отказе взыскания или непредъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.

Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях: когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».

Выявление подобных нарушений представляет особую сложность, поэтому необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов и иной информации, в которой могут содержаться нужные сведения.

Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.

Выяснение вышеуказанных обстоятельств затрудняется тем, что отсутствует такой орган, в котором были бы сосредоточены данные об исполнении каждого вынесенного решения. Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений.

Кроме того, прокурор проверяет соблюдение сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа. При этом надлежит выяснить, устанавливается ли срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, направляются ли копии соответствующих постановлений заинтересованным сторонам. Необходимо проверить: обоснованно ли возвращены исполнительные документы (часто возвращают по надуманным основаниям); своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места жительства, работы должника; каким образом выполняются требования по розыску должника, его имущества; соблюдается ли порядок совершения исполнительных производств.

Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа и порядка их исполнения, порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства.

Прокурор устанавливает: соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет).

Важно проверить: формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители.

Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.

Надзор за рассмотрением и разрешением судами вопросов, связанных с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное участие прокурора при рассмотрении дел данной категории не предусмотрено. Однако, если прокурор сочтет необходимым принять участие в судебном заседании при рассмотрении вопросов исполнительного производства (при обжаловании действий судебных приставов; решений вопроса об освобождении имущества от ареста, о повороте исполнения решения, о кассационном, надзорном обжаловании судебных актов по вопросам исполнительного производства), ему необходимо знать следующие правовые установки.

1. В связи с принятием новых законодательных актов и передачей ряда вопросов в ведение арбитражного суда нужно четко дифференцировать возможные способы обжалования судебных актов в сфере исполнительного производства.

Так, в арбитражном суде право апелляционного и кассационного обжалования имеют только лица, участвующие в деле. Поскольку участие прокурора в арбитражном процессе ограничено случаями самостоятельной подачи искового заявления, то обжаловать в кассационном и апелляционном порядке судебные решения арбитражного суда прокурор имеет право только в ситуациях, когда данные решения вынесены по его искам.

2. При проведении проверок следует учитывать, что Арбитражным процессуальным кодексом РФ не определена процедура рассмотрения жалоб на действия судебных приставов-исполнителей. Однако Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлено, что действия судебных приставов по исполнению актов арбитражного суда обжалуются в арбитражный суд. Таким образом, арбитражный суд не имеет права отказывать в приеме указанных жалоб. Данную категорию дел рекомендовано рассматривать в порядке, предусмотренном для рассмотрения заявлений о рассрочке или об отсрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты