Налог на добавленную стоимость, выездная налоговая проверка
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу "Налоговое право"
по теме: "Налог на добавленную стоимость, выездная налоговая проверка"
Содержание
1. Общая характеристика основных элементов НДС
Список использованных источников
Введение
Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством, как с юридических, так и с физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст.57 Конституции РФ.
Налоговое обложение связано с рядом категорий, которые принято называть элементами налога. Налогообложение должно подчиняться следующим основным принципам:
1. Принцип выгоды - разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.
2. Принцип платежеспособности - размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика. Иначе говоря, налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов.
3. Справедливость по горизонтали - равные по доходам и по степени использования правительственных программ люди должны платить равные налоги.
4. Справедливость по вертикали - если социальные и экономически равные налогоплательщики платят равные налоги, то неравные должны платить неравные налоги.
Современные налоговые системы представляют собой компромисс. Они придают то или иное значение и принципам налогообложения соразмерно выгоде, и принципам перераспределительных пожертвований, и целесообразности и политическим убеждениям, а также той жизненной экономической истине, что увеличение некоторых налогов, в каком благоприятном свете оно не выглядело бы для горячего сторонника перераспределения, может значительно ослабить побудительные мотивы деятельности людей и снизить эффективность использования ресурсов общества.
Согласно опросам предпринимателей, безусловными лидерами среди проблем российского бизнеса оказались три: налоги, государственный рэкет и недостаток квалифицированных управленцев. Среди главных причин плохого инвестиционного климата в России обычно называют "удушающие налоги". Предприниматели и хозяйственники, считая российское налоговое бремя слишком высоким, стараются законными и незаконными способами избегать уплаты налогов. В то же время правительственные чиновники постоянно сетуют на недостаточность налоговых поступлений и бюджетный дефицит.
В этих условиях актуальность приобретает такая важная часть налоговой системы, как формы и методы налогового контроля и выездные налоговые проверки - как одна из важнейших его составляющих. Выездным налоговым проверкам посвящена вторая часть работы. В первой части описывается налог на добавленную стоимость, как один из важнейших видов косвенных налогов и его составные элементы. Высокие налоговые ставки по этому виду налога - одна из причин высоких цен на товары по сравнению с доходами в России.
1. Общая характеристика основных элементов НДС
Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов построена на основе критерия перелагаемости налогов. В рамках данной классификации выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги - это налоги на предпринимательскую прибыль владельца и заработную плату наемного работника. В РФ к ним относятся:
налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций,
земельный налог, подоходный налог с физических лиц,
налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги связаны с расходами и перелагаются на потребителя. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов. В РФ существуют следующие косвенные налоги:
налог на добавленную стоимость,
акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами,
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из важнейших видов косвенных налогов.
В Российской Федерации НДС является федеральным налогом. Вопросам его исчисления и уплаты посвящена глава 21 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ст.143 плательщиками НДС являются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектами налогообложения НДС являются:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ[1].
Согласно п. п.1 и 2 ст.54 НК РФ, налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
Не давая какого-либо специального определения налоговой базы для целей НДС, ст.153 НК в п.1 устанавливает три общих правила ее определения:
1) при реализации товаров (работ, услуг),
2) при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд,
3) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно НК, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с 21 главой НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии со специальными нормами главы 21 НК РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с комментируемой главой НК и таможенным законодательством Российской Федерации.
Специальным правилом НК РФ устанавливается, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Согласно НК РФ[2], при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Данное правило, предваряя содержание норм ст.162 НК РФ, является очень важной новацией гл.21 НК. Если в соответствии с предписаниями законодательства о НДС, действовавшими до вступления в силу части второй НК, доходы, получаемые организацией в связи с реализацией товаров (работ, услуг) четко разделялись на выручку от реализации (т.е. непосредственно цену договора поставки, подряда) и прочие внереализационные доходы (например, проценты по векселю, которым погашалось задолженность за реализованные товары, работы, услуги), то согласно нормам гл.21 НК РФ, налогооблагаемую базу по НДС составляют все доходы организации продавца, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). При этом особенности определения налогооблагаемой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) устанавливаются ст.162 НК РФ.
Налоговая база по НДС уменьшается на сумму:
принятых на учет в налоговом периоде основных средств и материальных активов;
товаров, приобретаемых для перепродажи;
иных товаров, в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Налоговые ставки по НДС определяются ст.164 Налогового Кодекса. В зависимости от вида товара, они составляют 0%, 10% или 18%. Несмотря на уменьшение максимальной ставки НДС с 20% до 18% в РФ остается один из самых высоких размеров налоговой ставки в мире по данному виду налога.
2. Выездные налоговые проверки и порядок их проведения в отношении налогоплательщиков - юридических лиц
Основной задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.
Вопросы налогового контроля регулируются главой 14 Налогового Кодекса.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом[3].
Одним из основных условий осуществления налогового контроля является учет налогоплательщиков. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению[4].
Следует заметить, что филиалы и иные обособленные подразделения юридического лица в соответствии со ст. 19 НК не являются налогоплательщиками, поэтому они не подлежат постановке на учет налоговых органах как субъекты налоговых правоотношений.
Основанием для постановки на учет в налоговых органах является заявление налогоплательщика, форма которого утверждена Государственной налоговой службой РФ.
Налоговый кодекс в ст.83 устанавливает сроки для подачи заявлений о постановке на учет. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей оставлен прежний срок - они подают заявление в налоговый орган о постановке на учет в течение 10 дней с момента их государственной регистрации. Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность через филиал или представительство срок устанавливается 10 дней с момента их создания. Моментом создания филиала или представительства следует считать дату принятия соответствующего акта юридическим лицом. Ранее действовавший порядок обязывал обособленное подразделение юридического лица (филиал, представительство) самостоятельно становиться на учет в налоговых органах и определял для них срок постановки - 30 дней после принятия акта о ее создании либо реорганизации.