Налоги и налогообложение

Налоги и налогообложение

Вопрос 1. Налоги, их сущность

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

13 условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий.

При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образопанием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Налог - зто обязательный,   безвозмездный, преимущественно денежный платеж,    взимаемый на основе государственного принуждения исходя из реалий экономической жизни.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что

•          налог платеж обязательный.

'Другими   словами,   платежи,   которые   не   являются   для   плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются теми

•          платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата
не устанавливает каких-либо конкретных


обязанностей государства по
отношению к лицу, вносящему эти платежи.

В отдельных определениях налога указывается, что

•          налоги —  это  платежи,   взимаемые  в установленном  законом
порядке.

Это   справедливо   в   том   смысле,   что   в   цивилизованном   государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Часто отмечается, что

•          налоги денежные платежи (взимаются в денежной форме).
Разумеется,   в   современных   условиях   большинство   налоговых   выплат

осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг

•          налоги   —   один   из   основных   способов   формирования   доходов
бюджетов.

Вопрос 2. Налоговая политика государства. Налоговое бремя.

Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики:

Либеральная – незначительное вмешательсто государства.

Социально ориентированная – большая степень вмешательства государственного регулирования.

Вопрос 3. Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения

были сформулированы Адамом Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:

«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.

Там, где этого нет, каждое лицо, обла]-аемое данным налогом, отдается большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой закого отягощения подарок или взятку.

Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением».

Принципы налогообложения, обоснованные Л. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил нее принципы налогообложения в четыре группы.

Система принципов налогообложения А.Вагнера

Финансовые принципы 

Достаточность налогообложения

Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы. 

Надлежащий выбор источника налогообложения

Правильная комбинация различных налогов в такую

систему, которая бы считалась с последствиями и
условиями их предложения

Этнические принципы

Всеобщность налогообложения

Равномерность налогообложения.

  Административно-технические правила. Определенность налогообложения.

 Удобство уплаты налога.

 Максимальное уменьшение издержек взимания

Копрос 4. Функции налогов

1. Фискальная - основная функция налогов состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов -формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством па содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

2. Регулирующая функция налогов находит свое проявление в диффенциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и

юридических лиц.

Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях.

Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг

Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы.

3.         Контрольная - государство через налоги контролирует финансово-
хозяйственную   деятельность   физических      и   юридических      лиц.
Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и
направлениями расходования средств.

4.         Поощрительная - особый порядок обложения налогом определенных
категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом.

Вопрос 5. Элементы налога.

Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей.

Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах

заявителя.

Сбор - платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей

территории.

.Элементы налога:

- субъект обложения - юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

-     объект обложения - предмет, на который падает налог (доход, земля, имущество, заработная плата, капитал и т.п.);

-   единица обложения — единица, которая кладется в основу измерения налога (в земельном налоге - площадь; в лесных податях — кубометр заготовленной древесины и т. д.);

-   источник обложенияресурс, используемый для уплаты налога. Иногда источник налога совпадает с объектом.(з/пл. - под.налог.)

-      норма   налогообложения   -   доля   дохода,   взимаемая   через   налоги   с налогооблагаемых объектов (тяжесть налогообложения или налоговое бремя, гнет);

-           ставка налога — размер налога, установленный на единицу обложения.

-           налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Полное или частичное освобождение от уплаты налога.


-   налоговые санкции - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

-   налоговые каникулы - освобождение от уплаты налога на определенный период времени.

-   налоговыи кредит - льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или оклада. Большинство их видов безвозвратные и бесплатные.

-     налоговая амнистия ~ возврат некоторых ранее уплаченных сумм или освобождение от финансовой санкции на определенное время.

Вопрос 12. Плательщики земельного налога.

1. Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица (граждане Приднестровской Молдавской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства), в том числе индивидуальные предприниматели, которые имеют земельные участки на территории Приднестровской Молдавской Республики на праве пользования, владения либо аренды.

3. За земельные участки, находящиеся в долевом пользовании (владении), плательщиком земельного налога является каждый субъект землепользования соразмерно его доле. За земельные участки, находящиеся в совместном

пользовании (владении) нескольких физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, плательщиком является каждый субъект землепользования в равных долях, если иное не предусмотрено законом или соглашением вышеуказанных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты