Налоговые правонарушения как основание налоговой ответственности

- небанковская кредитная организация, т.е. кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России;

- иностранный банк (его филиал), т.е. банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ (см. п. 4 ст. 108 НК РФ и комментарий к нему).

К ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах физические лица могут быть привлечены только при наличии следующих условий:

- достижение установленного законом возраста;

- вменяемость.

Согласно п. 2 статьи 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах с 16 лет.

Установив возрастную границу юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в 16 лет, законодатель исходил из презумпции, что несовершеннолетний, достигший данного возраста, способен осознавать значение совершенных действий (бездействия) и руководить своим поведением. Однако данное вполне обоснованное предположение законодателя является верным в отношении не всех несовершеннолетних. Некоторые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, в силу своей умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием, не могут в полной мере отдавать отчет своим действиям (бездействию). В силу этого применительно к уголовной ответственности в ст. 392 УПК устанавливается, что при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Ситуация, когда несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, получила уголовно-правовое разрешение только в ч. 3 ст. 20 УК РФ, согласно которой подобное лицо не подлежит уголовной ответственности. Разъясняя это положение Закона, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" указал, что при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу ст. ст. 78 и 79 УПК назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту. Было бы целесообразным схожие нормы предусмотреть и в отношении ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только его возрастом. Другим признаком является вменяемость, т.е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих действий (бездействия) и руководить своим поведением. Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в его совершении не участвовали его сознание или воля.

Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъект правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. 111 Налогового Кодекса способность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими характеризует субъективную сторону нарушения налогового законодательства. Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сторона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных состояниях. Вменяемость характеризует самого человека как здорового или больного.

Из сказанного выше следует вывод, что субъектом ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

 

2.2 Виды налоговых правонарушений


К налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются: налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а, не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).

Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность и за налоговые правонарушения, и за правонарушения, так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика и специалиста за отказ от проведения налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия,

Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых - все предусмотренные законом элементы состава правонарушения [14].

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Объект правонарушения – общественные отношения, связанные с постановкой на учет в налоговом органе. Объективная сторона – бездействие, которое выражается в неподаче заявления о постановке на учет в налоговом органе в срок, установленный законом.

Налоговый кодекс предполагает, что налогоплательщик должен нести ответственность за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет. В то же время законодатель установил не только сроки, но и порядок, в соответствии с которым налогоплательщик обязан встать на учет не только по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, но и по месту нахождения всех обособленных подразделений организаций и имущества,
подлежащего налогообложению. 

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков, в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков, о составлении и ведении единого государственного реестра налогоплательщиков [15].

Ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 117 ПК РФ.

Субъектами данного налогового правонарушения признаются организации, а также индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что термин уклонение подразумевает, в определенной степени, наличие умысла в действиях налогоплательщиков. Законодатель установил срок постановки на учет, и если организация или индивидуальный предприниматель по истечении этого срока не встал на учет, то норма ст. 117 НК РФ квалифицирует эти действия как правонарушение, за которое наступает ответственность. С другой стороны, установленный срок не имеет прямого отношения к форме вины. В то же время, как и в ст. 116 НК РФ, размер штрафа находится в прямой зависимости от срока уклонения от постановки на учет.

Объект – общественные отношения в области          постановки на учет в налоговом органе. Объективная сторона – действие в форме уклонения.

Правила статьи 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.

Принимая во внимание, что статья 83 Налогового Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом, налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Субъекты – налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели.

Статья 118 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, непосредственным объектом - установленный порядок сообщения сведений в налоговый орган.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - закрепленной в п.2 ст.23 НК РФ обязанности письменно сообщать в 10-дневный срок в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов. Деяния, образующие объективную сторону состава преступления, характеризуются либо бездействием (непринятие мер по сообщению информации об открытии или закрытии счетов), либо действиями (несвоевременное сообщение информации об открытии или закрытии счетов).

Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является формальным. Объективная сторона состава правонарушения включает в себя только деяния по непредставлению или несвоевременному представлению информации об открытии или закрытии счета в банке. Правонарушение является оконченным в момент наступления установленного НК РФ срока представления информации, об открытии или закрытии счета в банке.

Субъектами правонарушения исходя из положений п. 2 ст.23 НК РФ являются только налогоплательщик - организация и налогоплательщик -индивидуальный предприниматель, открывшие или закрывшие счет в каком-либо банке.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

МНС РФ в письме от 2 июля 2002 г. N ММ-6-09/922@ "О сообщении в налоговые органы об открытии (закрытий) счетов в банке в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснило, что налогоплательщик - организация обязана сообщать об открытии (закрытии) счетов в налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения, месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В случае нарушения налогоплательщиком - организацией данной обязанности, к нему применяются налоговые санкции, предусмотренные ст. 118 НК НФ [16].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты