Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования

Наличие объекта налогообложения является предпосылкой и необходимым условием возникновения налогового правоотношения. Обязанность по уплате налога может возникнуть только при наличии объекта, подлежащего налогообложению. Следует различать ситуации, в которых налоговая обязанность не возникает в виду отсутствия объекта налогообложения, и ситуации, когда налоговая обязанность не возникает ввиду предоставления налогоплательщику налоговых льгот. Например, неполучение прибыли предприятием в отчетном налоговом периоде не влечет правоотношений по уплате этим субъектом налога на прибыль; наследование пережившим супругом имущества после смерти другого супруга не порождает налоговых последствий.

Поскольку налоговые правоотношения могут не только материальными, но и процессуальными, то объектом налоговых правоотношений может выступать поведение участников данного правоотношения, урегулированное в целях реализации фискальной функции государства.

Субъектов налогового права возможно классифицировать последующим основаниям.

1. По способу нормативной определенности:

а) зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

б) не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2. По характеру фискального интереса: частные субъекты, публичные субъекты.

3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

а) имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

б) не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

-     налогоплательщики — организации и физические лица;

-     налоговые агенты;

-     налоговые органы — Федеральная налоговая служба в ведении Министерства финансов РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации;

-     таможенные органы — Федеральная таможенная служба в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и ее территориальные подразделения;

-     сборщики налогов и сборов — государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

-     финансовые органы — Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций субъектов РФ;

-     органы государственных внебюджетных фондов,

-     Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России;

-     иные уполномоченные органы — органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ1.

Определенный ст. 9 НК РФ круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не охватывает всех потенциальных и реальных субъектов налогового права. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения требуют также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность.

К числу подобных субъектов относятся эксперты, свидетели, специалисты, понятые и переводчики, принимающие участие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95—98 НК РФ). Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета налогоплательщиков, требуют присутствия регистрационных органов, выполняющих определенные функции (ст. 85, 86 НК РФ). Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются посредством участия банков (ст. 60 НК РФ). Налогоплательщик имеет право вступать в налоговые отношения через законного или уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ). Правовой статус названных субъектов имеет две особенности: во-первых, факультативный (вспомогательный) характер, поскольку помогает реализовывать налогоплательщикам или государству фискальные права или выполнять обязанности; во-вторых, отсутствие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях. Следовательно, к субъектам налогового права относятся физические лица и организации, прямо не обозначенные в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми в силу наличия прав и обязанностей в налоговых отношениях. Данную группу составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях. Налоговые правоотношения классифицируются по различным основаниям. В зависимости от служебной роли налоговых правоотношений в механизме налогово-правового регулирования все они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативно-правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Таковыми, например, следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (ст. 346.31 НК). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ (для государства — аккумулирование доходной части бюджетов; для налогоплательщика - формирование оптимальной налоговой базы, использование налоговых льгот и т.д.).

Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определенные процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и т.д. Поскольку одной из важных задач налогового права является обеспечение баланса частных и публичных интересов при правовом регулировании взимания налогов, то особое значение приобретает регламентация процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, специфика производства налогового контроля, выявления и пресечения налоговых правонарушений, защиты нарушенных прав налогоплательщиков, восстановления фискальных прав государства и т.д. Именно с помощью налоговых процессуальных норм деятельность субъектов публичной власти переходит в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения.

Налоговые процессуальные правоотношения закрепляют какие действия и в какой последовательности могут совершать субъекты налогового права; подведомственность дел о налоговых правонарушениях; порядок, осуществления налогового контроля; подведомственность производства отдельных контрольно-проверочных действий; порядок фиксации налогово-значимой информации; сроки совершения действий; виды и источники доказательств по делу о налоговом правонарушении; гарантии соблюдения налогово-правовых норм, законности и обоснованности принимаемых актов в сфере налогообложения, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил; порядок восстановления нарушенных прав субъектов налогового права и т.д.

В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями:

-возникают на основе регулятивных норм права;

-обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов;

-носят позитивный характер, т.е. в них устанавливаются позитивные налоговые права и обязанности субъектов; в их рамках осуществляются позитивные функции налогового права (регулятивная и экономическая);

-служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства.

Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и дате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и др., т.е. все те правоотношения, в которых субъекты налогового права ведут себя правомерно.

Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные.

Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне — той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать ее право либо исполнять возложенные обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязанной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право законодательного органа на введение на соответствующей территории региональных или местных налогов, право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Не смотря на то, что отмеченная конституционная обязанность является основой для создания всех последующих налогово-правовых норм, на ее основе конструируются остальные налоговые правоотношения.

Следует заметить, что абсолютные правоотношения не часто складываются в налоговом праве. Наиболее характерны для налогового права относительные правоотношения. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно определенный субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально определенного субъекта. К относительным налоговым правоотношениям относятся отношения по постановке на налоговый учет, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно определенных видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога, предоставлению отсрочки по уплате налога, обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлению налоговой проверки и т.д.

Помимо отмеченного, регулятивные налоговые правоотношения подразделяются на активные и пассивные. Правоотношения активного типа выражают движение, динамику налогового права. Они складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что активный центр налогового правоотношения находится в юридической обязанности. Налоговое правоотношение пассивного типа выражает статическое состояние налогового права. Они складываются на основе управомачивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный цент находится в субъективном праве.

Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных средств и способов государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких правоотношений применяются меры правовой защиты, предупреждения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и т.д.

Охранительные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями:

-возникают на основе охранительных норма налогового права (например, гл. 11, 16, 18 НК);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты