Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти[4].
1.2 Система национальной безопасности: угрозы и факторы риска
Национальная безопасность - чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы (схема 1). В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз.
Схема 1. Система национальной безопасности
При этом следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, вторая - организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.
В процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития.
Противоречия по-разному проявляются в различных сферах жизнедеятельности в зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется взаимодействие тех или иных объектов безопасности. Социальные угрозы появляются под воздействием антагонистических противоречий, являющихся результатом столкновения конфронтационных интересов объектов безопасности - участников общественных отношений.
Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Угрозы безопасности имеют объективный характер и возникают в результате столкновения интересов индивидов, слоев общества, классов, государств при их взаимодействии в процессе общественного развития.
Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства. Так, например, нравственное падение личности и общества множит угрозы утраты людьми представлений о добре, благе и истине, что в свою очередь отражается на духовных ценностях как составной части национальных ценностей.
Важную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.
Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности.
По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности.
В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные (схема 2).
Схема 2. Классификация угроз безопасности по их характеру
Выделение таких видов угроз позволяет целенаправленно выявлять наиболее острые, первостепенные угрозы, своевременное предотвращение которых позволит повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности и отдельных ее видов.
Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности (схема 3).
Подобное деление угроз имеет важное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.
Схема 3. Классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности
В целом все выделенные выше по различным критериям виды угроз оказывают большое влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны[5].
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ[6].
Глава 2. Наркотизация как угроза системе национальной безопасности Российской Федерации.
2.1 Наркотизация населения России: история и современность.
О социальной, политической, генетической и иных опасностях, которые наркотики несут всему обществу, известно давно, но до недавних пор проблема борьбы с наркотическим злом не стояла перед нами столь остро. Россия была в этом смысле, наверное, одной из самых благополучных стран.
Буквально в одночасье картина изменилась. Свою роль сыграла начавшаяся в 1985 году в СССР, бездумная антиалкогольная кампания, вызвавшая потребность у значительной части населения компенсировать их дефицит употреблением наркотических средств и психотропных веществ.
В последние годы мировое сообщество и Россия столкнулись с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления - стремительным распространением наркомании и вовлечения в сферу потребления наркотических веществ подростков и молодежи. Наркотизация общества представляет собой крайне негативное социальное явление, которое затрагивает практически все стороны жизнедеятельности личности и социальных групп и выражается в заболеваемости наркоманией и совокупности противоправных деяний, направленных на нарушение общественных отношений, обеспечивающих защиту значимых общечеловеческих социальных ценностей. В частности, сегодня в российском обществе около шести миллионов человек употребляют наркотические средства и психотропные вещества, из них около половины – молодые люди в возрасте до 30 лет. Увеличивается количество ежегодно регистрируемых правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так, например, в 2006 г. зарегистрировано более 430 тысяч таких правонарушений, что на 20,5 % больше, чем в 2005 г.
Вполне логичным следствием мировых интеграционных процессов стало то, что к концу ХХ века пространство наркопотребления и наркооборота практически адекватно пространству земного шара. Научно-технический прогресс сводит к нулю такие барьеры, как географическая отдаленность различных регионов планеты и ограниченность (лимитированность) транспортных и информационных коммуникаций между ними. Одновременно общая логика развития мировой экономики объединяет в единое пространство систему торговли: как естественные (географические), так и искусственные (политические) препятствия сходят со сцены. Интеграция экономики, включая ее техническое совершенствование, дает побочное следствие – интеграцию нелегальной экономики. Наркобизнес, составляющий значительную часть этой теневой экономики (по оценке экспертов, торговля наркотиками делит первое место в подпольном бизнесе с торговлей оружием), по сути, использовал интеграционные процессы для завоевания мирового пространства.
Многие современные исследователи, в наркотизации общества усматривают войну против общества, воплощение стратегии продвижения наркотиков, реализуемой совокупными усилиями наркобизнеса, наркомафии и нарколобби.
Возросшие масштабы распространения и потребления наркотических веществ объективно выделяют сегодня наркотизацию как одну из наиболее серьезных угроз безопасности личности, общества и государства. Современный наркобизнес стремится распространить свое влияние на целые страны и регионы.
Устойчивость статистических показателей наркотизации дает основание представить ее в виде вероятностного, многомерного, неоднородного социального процесса, подчиняющегося определенным статистическим закономерностям, что предполагает возможность воздействия на данный процесс, осуществляя эффективное управление органами, участвующими в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией.
Стремительная наркотизация общества связана в первую очередь с медленными темпами экономического роста, ростом безработицы, ухудшением условий жизни людей, их обнищанием, а также с навязываем индивидуалистских эгоистических духовных ориентиров со стороны экономически развитых стран «золотого миллиарда». Это с неизбежностью ведет к поиску путей выхода из создавшегося положения, отвлечению от повседневных житейских проблем и способствует широкому распространению наркотизации среди населения страны, особенно неокрепшей в духовном отношении значительной части молодежи.