Недостатки российского законодательства в области авторского права в сфере издательской деятельности

Статья 1258 устанавливает нормы института соавторства. Соавторство – совместный творческий труд двух или более граждан. При этом граждане признаются соавторами вне зависимости «от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение»[9].

При этом ГК РФ признаёт за соавторами возможность самостоятельного решения вопросов, связанных с авторскими правами. В ином случае признаётся право соавтора на авторство в отношении частей, написанный тем или иным автором не в соавторстве, а также в отношении всего произведения, если «такое произведение образует неразрывное целое»[10]. В таких случаях другой соавтор (или соавторы) не вправе запретить использование соавтором части произведения или целого произведения соответственно.

Согласно пункту 3 статьи 1229, распределение доходов от использования произведения распределяется между соавторами поровну, при этом признаётся приоритет договора между соавторами над ГК РФ.

Также важным принципом института соавторства является признание индивидуального права соавтора на меры по защите своих прав, вне зависимости от исключительных прав другого соавтора (других соавторов).

Важнейшим принципом является то, что литературные произведения признаются гражданским законодательством РФ как объекты авторских прав «независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения»[11]. Таким образом, в РФ укрепляется свобода литературного творчества.

Также гражданское законодательство признаёт объектом авторских прав производные и составные произведения. Производные произведения – переработка другого произведения. Составные произведения - произведения, состоящие из определённым образом подобранных и расположенных материалов, являющимся результатом творческого труда.

Пункт 3 статьи 1259 признаёт авторское право на обнародованные и необнародованные произведения (которые должны быть выражены в объективной форме, под которой понимается не только письменная, но и устная – например, публичное произнесение). При этом регистрация не требуется.

Пункт 7 статьи 1259 устанавливает ещё один важный принцип авторского права: распространение авторских прав не только на целостное произведение, но и «на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 («Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме») настоящей статьи»[12].

Как уже говорилось выше, авторское право признаётся за авторами производного или составного произведений. Также авторское право в соответствии со статьёй 1260 признаётся за авторами переводов[13].

Интересно, что признавая авторские права за составителями энциклопедий сборников и подобного, законодатели дают юридические основания для того, чтобы другой гражданин мог использовать те же источники и материалы для создания собственного составного или производного произведения. Аналогичный принцип распространяется и на переводы.

Статья 1266 признаёт ничтожность (недействительность) отказа от прав на авторство и прав автора на имя. В свою очередь, права анонима защищает издатель.

Также российским гражданским законодательством установлен запрет на любые искажения произведений интеллектуального труда без согласия на такие действия со стороны автора. В случае, при котором репутации, чести или достоинству автора нанесён ущерб, применяется статья 152 ГК[14].

После правомерного обнародования (публикации) произведения и введения его в гражданский оборот на территории РФ путём продажи или иного вида отчуждения дальнейшее распространение оригинала или экземпляров возможно без согласия правообладателя, за исключением рукописи, на которую распространяются положения пункта 2 статьи 1293 («авторы пользуются правом следования… в отношении авторских рукописей (автографов) литературных …произведений»[15]).

Российским гражданским законодательством допускается использование произведения без согласия автора в личных некоммерческих целях, кроме «репродуцирования книг (полностью)»[16]; а также в «информационных, научных, учебных или культурных целях»[17].

Также разрешается репродуцирование. Репродуцирование согласно пункту 2 статьи 1275 – «факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания»[18]. Данный принцип свободно распространён на библиотеки и архивы в случае необходимости «восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов»[19].

Допускается также репродуцирование отдельных статей или небольших произведений в учебных, научных и образовательных целях. Также в российском гражданском законодательстве существует принцип, по которому воспроизведение произведения разрешается в целях дознания, следствия или судопроизводства, а также по делу об административном правонарушении.

Срок действия исключительного права, согласно российскому гражданскому законодательству (пункт 1 статьи 1281[20]), ограничен жизнью автора и 70 годами после смерти, отсчёт которых начинается 01 января будущего (после смерти автора) года. Данный принцип распространяется на произведение, созданное в соавторстве, 70-летний срок до истечения исключительного права на которое начинает отсчитываться с 01 января будущего (после смерти последнего соавтора) года.

Неопубликованное при жизни автора произведение может быть опубликовано в течение 70 лет с 01 января будущего (после смерти автора) года; при этом исключительное право на такое произведение действует 70 лет после обнародования автора[21].

Отдельно в статье 1281 характеризуются исключительные права на произведения посмертно реабилитированных авторов и участвовавших (или работавших) во время великой отечественной войны.

После истечения срока действия исключительного права оканчиваются, и произведение переходит в общественное достояние. Общественное достояние (англ. Public Domain) – совокупность творческих произведений, авторские права на которые истекли или никогда не существовали; при этом публикация подобных произведений допускается без выплаты авторского вознаграждения, но с учётом личных неимущественных прав автора. Этот принцип используется во всех случаях, кроме тех, когда автор выразил в письменной форме свой отказ на переход произведения в общественное достояние. Также исключительное право может передаваться по наследству.

Исключительное право сохраняется за автором, даже если произошло отчуждение оригинала произведения (кроме случаев, когда переход исключительного права к покупателю вместе с отчуждением оригинала является установленным согласно договорным обязательствам сторон) согласно пункту 1 статьи 1291[22].

По сравнению с ЗоАП сохранился и принцип урегулирования вопросов, связанные со служебными произведениями (статья 1295), хотя само определение служебного произведения. Служебное произведение по ЗоАП – «произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя»; по ГК РФ – «произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей»[23]. Касательно служебных произведений, если по договору между заказчиком и исполнителем не указано иное, авторское право остаётся за исполнителем, исключительные права – за заказчиком.

При этом исключительное право может перейти к исполнителю, в случае если заказчик в течение трёх лет не обнародует это произведение и не «сообщит автору о сохранении произведения в тайне»[24]. В случае передачи заказчиком исключительных прав, а также в случае, если заказчик снял гриф секретности спустя срок, больший, чем три года, исполнитель имеет право на дополнительное вознаграждение.

Пункт 3 статьи 1295 регулирует отношения, при которых по договору авторского заказа исключительные права принадлежат исполнителю. Права использования произведения исполнителем никак не ограничиваются (в рамках исключительных прав); заказчик может использовать произведение в рамках цели задания и в пределах, вытекающих из задания.

В ЗоАП принципы регулирования прав, связанных со служебными произведениями дополнялись также двумя статьями, исключёнными при инкорпорации авторского права в ГК РФ. Пункт 3 статьи 15 ЗоАП предоставляет заказчику право при любом использовании произведения указывать своё наименование; пункт 4 статьи 15 ЗоАП лишает авторских прав составителей энциклопедий, словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и другой периодики.

В отличие от ЗоАП, статья 1298 главы 70 ГК РФ регулирует также отношения, возникающие в случае наличия служебного контракта с государством или органом местного самоуправления. При этом такие отношения регулируются только в сфере исключительных прав. Так, пункт 1 статьи 1298 устанавливает возможность наличия исключительных прав у исполнителя (по умолчанию), у заказчика или совместно.

Исполнять договор авторского заказа, согласно пункту 2 статьи 1298, может как индивидуальный исполнитель, так и коллективный; в таком случае «исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию»[25]. Кроме того, положениями вышеуказанного пункта устанавливается право исполнителя на получение вознаграждения за затраты, понесённые в результате этих процессов.

Также заказчик вправе не получать исключительных прав, ограничиваясь лишь приобретением простой (неисключительной) лицензии на использование произведения для государственных или муниципальных нужд. В случае совместного ведения исключительными правами, заказчик вправе предоставить безвозмездную простую лицензию с уведомлением исполнителя.

В случае сохранения исключительных прав за исполнителем, он должен получить вознаграждение в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 1295 («Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта (три года – В.О.), начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом»[26]).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты